|
|
N°207, 10 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дорога в тысячу ли
Россия не хочет наращивать товарооборот с Китаем любой ценой
Россия и Китай, похоже, не намерены наращивать объемы товарооборота и взаимных инвестиций во что бы то ни стало. Такой вывод можно сделать из заявления премьера Российской Федерации Михаила Фрадкова, которое он сделал вчера российским журналистам после переговоров с китайским коллегой Вэнь Цзябао. «Говорить об объеме товарооборота в 60--80 млрд долл. в год (этих показателей стороны планируют достичь к 2010 году. -- Ред.) и не учитывать его плохую структуру -- это контрпродуктивно», -- подчеркнул г-н Фрадков.
По его словам, инвестиции в объеме 12 млрд долл., которые Китай собирается вложить в Россию до 2020 года, «надо знать куда и зачем» вкладывать. Российский премьер дал понять, что китайские партнеры согласны с такой постановкой вопроса. «Я в этом смысле очень удовлетворен переговорами», -- сказал Михаил Фрадков.
Глава российского правительства считает, что российско-китайское партнерство перешло в новое качество, что характеризуется большим учетом интересов друг друга. По его словам, вполне возможно совместить эти интересы даже тогда, когда Китай предпочитает взаимодействие в энергетической сфере (премьер явно имел в виду поставки в Китай из России углеводородного сырья) и доступ к российским технологиям, а Россия хотела бы поставлять Поднебесной машины и оборудование (доля этой продукции в общем объеме российского экспорта в КНР в последние годы неуклонно снижается).
Между тем, вопрос о поставках углеводородов по-прежнему упирается в цены. В Пекине рассчитывают покупать газ дешевле, чем европейцы. В качестве аргумента китайская стороны выдвигает тот факт, что сырье с месторождений Восточной Сибири качать в Китай в разы ближе, по сравнению с расстоянием от западносибирских добывающих районов до Европы. В ответ на эти притязания в «Газпроме» был реанимирован проект строительства в Поднебесную газопровода «Алтай» -- как раз с действующих месторождений в Западной Сибири (протяженностью 2,7 тыс км). Вчера прозвучала первая официальная оценка стоимости этого проекта - главный инженер ООО «Томсктрансгаз» (заказчик строительства) Александр Кадай в ходе презентации проекта в администрации Томской области сообщил, что общий объем вложений составит 13,6 млрд долларов. Это почти в трое дороже одной нитки нового газопровода «Северный поток» из России в Германию (с учетом сухопутного участка на российской территории). «До завершения работы над обоснованием инвестиций в строительство газопровода "Алтай" говорить о стоимости строительства преждевременно», -- заявили на этот счет в «Газпроме».
По итогам переговоров было подписано более десятка российско-китайских документов, в том числе соглашения о режиме госграницы, о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Очевидно, что соглашение об инвестициях, которые привлечет Внешэкономбанк как раз направлено на улучшение структуры товарооборота, о чем говорил г-н Фрадков. Также подписан меморандум о завершении разработки программ развития российско-китайского сотрудничества до 2010 года и план мероприятий по стимулированию торговли машинно-технической продукцией на 2007--2008 годы.
«Роснефть» договорилась с компанией Petrochina о создании совместного предприятия по переработке нефти. Анатолий Чубайс от лица РАО "ЕЭС России" подписал с государственной электросетевой корпорацией Китая соглашение о готовности поставлять электроэнергию. В Китай планируется экспортировать примерно 3,6--4,3 млрд киловатт-часов. Правда, о самом главном -- о цене электричества -- сторонам еще предстоит договариваться.
Вчера в Пекине прошел третий российско-китайский инвестиционный форум с участием более 600 представителей правительств, руководителей регионов и предпринимателей двух стран. Практически в каждом выступлении рефреном звучали слова о том, что нынешний уровень инвестиционного сотрудничества двух стран слишком мал по сравнению с их потенциалом.
Вице-премьер Александр Жуков (он прибыл в Китай еще 5 ноября, чтобы завершить подготовку визита Михаила Фрадкова) и заместитель председателя Госсовета Китая г-жа У И согласились, что при обоюдном желании ориентир по росту инвестиций -- 12 млрд долл. к 2020 году -- может быть существенно превышен. «Уверена, что цель будет достигнута досрочно», -- заявила г-жа У И. «12 млрд долл. не выглядят недостижимым показателем, я рассматриваю его как минимальный», -- согласился Александр Жуков. (К слову, глава МЭРТ Герман Греф, который взял на себя функции сопредседателя форума, объявляя выступление г-на Жукова, назвал его «наибольшим оптимистом и генератором в российско-китайских отношениях».) Впрочем, сказанные после слова российского премьера Михаила Фрадкова могут существенно скорректировать оптимизм его подчиненных. Вице-премьер Жуков уверен, что росту доверия инвесторов в России и Китае будет способствовать соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений (оно было подписано вчера по итогам переговоров премьера Михаила Фрадкова и сопредседателя Госсовета КНР Вэнь Цзябао).
Герман Греф напомнил, что по итогам первых двух российско-китайских форумов, состоявшихся в 2004 и 2005 годах в Хабаровске и Санкт-Петербурге, было заключено 19 соглашений на общую сумму более 2 млрд долл. Пока, правда, судя по словам г-жи У И, из них вложено всего 200 млн долл. В целом же объем накопленных китайских контрактных инвестиций в России составлял на начало этого года 977 млн долл. (Для сравнения, согласно статистике, приведенной главой Российского союза промышленников и предпринимателей Александром Шохиным, только за три-четыре последних года китайские компании вложили в страны Африки до 6 млрд долларов.)
Проект строительства китайцами в Санкт-Петербурге микрорайона «Балтийская жемчужина», предполагающий возведение 1 млн кв. м жилья и нежилых помещений (уже инвестировано более 70 млн долл.), г-н Греф назвал уникальным, поскольку нигде в мире подобные проекты не реализуются. Министр предложил закрепить успех и построить в Шанхае (городе-побратиме российской северной столицы) петербургский квартал, или, как выразился министр, «кусочек Санкт-Петербурга». Задача не из легких. Архитекторам нужно будет постараться органично вписать в средоточие небоскребов и многоуровневых автомобильных развязок «кусочек» исторического российского города.
В рамках форума подписано десять соглашений о реализации новых российско-китайских проектов. Они, как сообщил Герман Греф, «добавят в общую инвестиционную копилку 1,4 млрд долл.». Среди этих проектов создание предприятия по сборке грузовиков «КамАЗ» в городе Далян, разработка в Читинской области Березовского месторождения железной руды, месторождений олова и цинка, производство стекла в Ленинградской области. Что касается создания автомобильного производства китайской компанией Great Wall в особой экономической зоне в Татарстане, то, как сообщил г-н Греф корреспонденту «Времени новостей», пока не завершено обсуждение всех деталей проекта.
«Как говорится в китайской пословице: «Всякая дорога в тысячу ли (китайская мера длины. -- Ред.) начинается с первых шагов». Нам ничего не остается, как вместе пройти эту дорогу», -- так завершил свое выступление на форуме Александр Шохин. И, похоже, с подобной «обреченностью» на сотрудничество двух великих соседей стоит согласиться.
Михаил ВОРОБЬЕВ, Пекин