Время новостей
     N°211, 16 ноября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.11.2001
Фехтовальный роман
Сергей и Юлия Стадлер сыграли в один вечер десять сонат Бетховена
Петербургские знаменитости -- скрипач-виртуоз Сергей Стадлер и его сестра пианистка Юлия Стадлер -- не так давно поставили эксперимент в северной столице: они сыграли за вечер все десять скрипичных сонат Бетховена, и Большой зал Филармонии был набит битком. В Москве же при предварительном обсуждении проекта все больше звучали термины тяжелой атлетики: «выдержать», «выстоять», «рывок», «толчок», «бросок» и -- ключевой! -- «выносливость». Публика знала: от нее потребуется много терпения и внимания, и далеко не все меломаны нашли силы пойти в Большой зал Консерватории, чтобы все это Стадлерам отдать. Теперь явно будут жалеть, поскольку вечер получился исторический.

Объемистый том, который в реальном звучании представляет собой не менее четырех часов чистой музыки (без учета аплодисментов, двух антрактов и пауз), обычно является самым емким сборником тестов на профессиональную состоятельность игроков: именно в этом качестве он постоянно выдается на руки в библиотеках всех консерваторий мира. Как «выставочный» образец и ходячий эталон венского классического стиля эта музыка подразумевает для знатоков огромное число ограничений и правил, которым надо соответствовать, -- шаг вправо или влево здесь много хуже побега. Десять сонат -- большой «норматив ГТО» на умеренность и аккуратность. Но такова теория, становящаяся практикой лишь на конкурсах и экзаменах. Что же вышло на сей раз?

Те, что пришли в БЗК, нисколько не устали -- у них на это просто не было времени. Чтобы Бетховен из сурового контролера с гипсовым лицом превратился в живого человека, Сергей и Юлия Стадлер сделали с ним несколько очень простых вещей. И дело даже не в том, что все игралось «насквозь» (без повторений, выписанных в нотах) и в предельно подвижных темпах. Важнее, что темпераментные и энергичные музыканты умеют спешить не нервничая -- и тем «впрыскивать» в музыку адреналин, придавать ей разбег и слышать учащенный пульс, без которого от Бетховена остается одна плоская схема. Они прочли эти ноты как реальную историю борьбы двух характеров, причем борьбы виртуозной, где не только можно, но и нужно показать друг другу доблесть, реакцию, хватку и скорость, как на турнире фехтовальщиков. Тут не поскучаешь.

У борьбы этой был особый смысл. За прошедшие с момента их появления два века сонаты претерпели одно не очень заметное, но существенное изменение. Сейчас на афишах их именуют «сонатами для скрипки и фортепиано», в то время как Бетховен писал и публиковал «сонаты для фортепиано с облигатной (то есть обязательной) скрипкой». Вопрос о том, кто кому здесь аккомпанирует (по сути -- вопрос лидерства), перевернут на 180 градусов. Только идеальное взаимопонимание брата и сестры снимает эту проблему. Как, кстати, и другую -- уже не приходится выбирать между чистыми нотами и азартом игры: то и другое в полном порядке.

Исполнительские условности, которые раньше сделали бы эту программу невыносимой, теперь совершенно не давят музыкантам на психику. Сергей Стадлер не чувствует необходимости благоговейно тянуть медленные части так, будто ему «жаль расставаться с каждой нотой». Исполнители не изображают таинственную мудрость гения и избегают ложной многозначительности в откровенно проходных частях, которые сам Бетховен просил играть коротко и просто, мимоходом. Вот почему ожидаемая «тяжелая атлетика» обернулась «десятиглавым» увлекательным романом, что легко и стремительно читается за один вечер.

Артем ВАРГАФТИК