|
|
N°211, 16 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Предложение, от которого не надо отказываться
Москва готова гарантировать энергетическую безопасность Запада
Метафора -- опасная вещь. Иногда даже трудно предположить, насколько буквально может осуществиться хлесткое сравнение, приведенное ради красного словца. Выступая в октябре 2000 года на конференции высших руководителей европейской газовой отрасли в Париже, Буркхард Бергманн, в ту пору зампред, а теперь председатель правления крупнейшей немецкой компании Ruhrgas, стремясь нагляднее обрисовать последствия продвигаемого Еврокомиссией плана либерализации газового рынка, использовал яркий образ. Этот рынок он представил в виде разрушенного здания, от которого не осталось камня на камне. В прошлом месяце на таком же форуме в Париже Бергманн признался: «При оценке происходящих вокруг перемен мы нередко склоняемся к театральному гротеску, к языку образов, который нам позже представляется не соответствующим ситуации».
Действительно, год спустя камня на камне не осталось не только от символа экономической мощи -- здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, но и от прежнего мирового порядка. Человечество учится жить в условиях постоянной страшной угрозы -- террористической. Важнейший вопрос, возникающий в этой связи, -- энергетическая безопасность.
«Энергетическая безопасность западноевропейских стран, зависимость которых от импорта природного газа будет расти из года в год, является задачей абсолютно нового масштаба», -- считает Буркхард Бергманн. С одной стороны, объекты инфраструктуры могут стать мишенью для нападений террористов, и для их защиты требуется координация усилий всех заинтересованных стран.
У этой задачи есть, однако, и другой аспект -- возможность шантажа со стороны производителей энергоресурсов. Однажды западный мир уже столкнулся с попыткой арабов, контролирующих более 60% нефтяного производства планеты, диктовать свои условия. 28 лет назад, в октябре 1973 года, семь арабских государств -- производителей нефти ввели полное или частичное эмбарго на поставки в ведущие страны Запада за их поддержку Израиля. Развитые государства извлекли тогда урок. С тех пор железным правилом энергетической политики стал принцип диверсификации: ни один поставщик не может иметь «контрольного пакета». Запад серьезно занялся поисками альтернативы нефти. Главной из них стал природный газ, крупнейшим поставщиком которого в Европу была и остается Россия.
Сегодня об энергетическом эмбарго никто не говорит: главные страны-экспортеры -- союзники США. Но уже сейчас очевидно, что американские бомбежки спровоцировали рост происламских настроений там, где их до сих пор держали под контролем, -- от Саудовской Аравии и Кувейта до Индонезии. А ведь на территории мусульманских стран расположена половина всех мировых запасов углеводородов.
Не случайно тему источников энергии и альтернатив взрывоопасному «арабскому резервуару» поднял во время недавнего визита в Германию и Бельгию Владимир Путин. Он предложил увеличить сотрудничество с Россией, и хотя у европейцев хватает претензий к Москве, все в один голос признают: даже в самые трудные времена политических и экономических катаклизмов Россия четко и неукоснительно выполняла обязательства по поставкам. «Президент Путин предложил, например, немецкой нефтяной индустрии дополнительные поставки нефти в случае возникновения конфликтной ситуации. Уверен, что при серьезной угрозе снабжению природным газом подобная поддержка последует также и для газовой отрасли», -- говорит Буркхард Бергманн, глава компании, которую связывают с Россией десятилетия сотрудничества.
На волне нового сближения России и Запада рождаются проекты, казавшиеся совершенно фантастическими еще пару месяцев назад. Так, американские эксперты накануне встречи президентов России и США Владимира Путина и Джорджа Буша на этой неделе живо обсуждали глобальный проект «разворота» будущих каспийских нефтяных и газовых потоков с юга (через Турцию) на север -- через Россию с транспортировкой сырья к нашим северным портам. Этой идеей, впервые публично высказанной бывшим премьером Казахстана Акежаном Кажегельдиным, сейчас заинтересовались и в Вашингтоне, и в Астане. И хотя сегодня в реальность столь масштабного передела энергетической карты Евразии трудно поверить, стоит вспомнить, что все грандиозные программы, начиная со знаменитой сделки «газ--трубы» по поставкам сибирского газа в Западную Европу три десятилетия назад, в первый момент казались утопией.
Если же вернуться к насущным энергетическим проблемам сегодняшнего дня, то здесь главная «головная боль» газовиков не прошла и после драматических перемен в мире. Стремление Еврокомиссии в рамках объявленной либерализации рынка газа отказаться от долгосрочных контрактов ради краткосрочных спотовых сделок беспокоит многих. И поставщиков газа, например «Газпром» или норвежский Statoil, и их непосредственных партнеров в странах ЕС -- крупные компании-оптовики, такие как Ruhrgas, Gaz de France, итальянский ENI и т.д. Газовики доказывают, что долгосрочные контракты тоже имеют непосредственное отношение к безопасности. Ведь в условиях террористической угрозы особенно важно быть уверенными в долгосрочных и гарантированных поставках. А насильственная либерализация по брюссельским рецептам может привести как раз к тому, что в случае форсмажорных обстоятельств европейские потребители останутся ни с чем.
Юрий ШПАКОВ, Берлин, Федор ЛУКЬЯНОВ