|
|
N°206, 09 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
15 миллионов за отставку
Шеф правления Volkswagen неожиданно покидает свой пост
Во вторник поздно вечером крупнейший европейский автоконцерн Volkswagen выступил с сенсационным сообщением: 58-летний председатель правления предприятия Бернд Пишетсридер добровольно покинет свой пост к концу года. Одновременно было названо имя его преемника -- им станет шеф Audi, предприятия, входящего в концерн VW, Мартин Винтеркорн. Уже 17 ноября наблюдательный совет Volkswagen должен принять решение по данной кандидатуре. Столь стремительный темп развития событий вызывает лишь один вопрос: что же произошло на самом деле? Ведь плановый уход таких менеджеров, как Пишетсридер, происходит к 65 годам и разыгрывается эта процедура по заранее разработанному сценарию, превращаясь в мощный пиар-спектакль на полтора-два года.
В данном случае поспешная отставка тем более удивительна. Ведь контракт Пишетсридера, истекающий в 2007 году, еще прошлой весной досрочно был продлен на пять лет, до апреля 2012-го. Любитель сигар Пишетсридер, чье становление в качестве менеджера прошло в конкурирующем концерне BMW, стал членом правления Volkswagen в 2000 году и поначалу занимался обеспечением качества продукции на дочернем предприятии VW -- испанском Seat. В апреле 2002 года он сменил в кресле главы правления Volkswagen Фердинанда Пьеха (тот, в свою очередь, занял место председателя наблюдательного совета).
В последнее время их взаимоотношения были далеко не безоблачными, но высказывания Пьеха о том, что продление договора Пишетсридера находится под вопросом, вызвали немалое удивление. Тогда-то и появились предположения, будто Пьех, который долго возглавлял Audi, готовит на место главы Volkswagen своего доверенного менеджера из этого концерна -- Мартина Винтеркорна. Срок пребывания Пьеха на посту главы наблюдательного совета Volkswagen истекает к маю 2007 года. В последнее время в адрес Пьеха выдвигались претензии в связи с его «двойной ролью», так как члены его семьи являются держателями всех голосующих акций другого немецкого автопроизводителя -- Porsche. Этот производитель известных спортивных автомобилей прошлой осенью приобрел крупный пакет активов VW, став его крупнейшим акционером.
В последние годы дела производителя „народного автомобиля" шли далеко не лучшим образом. Дело даже не в череде персональных скандалов, в которых оказались замешаны топ-менеджеры головного концерна и ряда дочерних предприятий, доставлявших за счет фирмы себе на утеху проституток из Южной Америки. Сегодня Volkswagen переживает период глубоких и болезненных реформ, в ходе которых под вопросом оказалось 20 тыс. рабочих мест -- это пятая часть коллективов шести заводов на западе Германии. Возможно, солидную часть производства стратеги из Вольфсбурга, где расположена штаб-квартира концерна, намерены передать в страны с более дешевой рабочей силой -- в Китай или, скажем, Россию, где под Калугой должна быть начата сборка русского VW? Но вслух об этом никто не говорит.
Нынешняя глубокая санация Volkswagen стала необходимой из-за провала экспансионистской стратегии прежнего шефа правления -- Фердинанда Пьеха. Особенно плачевные результаты принесла его идея внедриться в высший класс автомобилей с собственной дорогой моделью Phaeton. На попытки Пишетсридера изменить стратегию Пьех ответил: «В такой отвратительный вираж мы входить не будем».
Еще одним мощным раздражителем для Volkswagen является успевший стать хроническим спор о поглощении шведского производителя грузовиков Scania, крупным акционером которого является концерн из Вольфсбурга. При слиянии Scania с мюнхенским предприятием по производству грузовиков MAN должен возникнуть концерн, которому Volkswagen передаст свой бизнес по производству тяжелых грузовиков. Движущей силой такого развития событий -- пока не слишком успешного -- тоже является Пьех.
Говорят, что судьбу Пишетсридера в одночасье решил Фердинанд Пьех. Доподлинных свидетельств этому, разумеется, нет, но известно: без благословения Пьеха на VW вообще ничего не происходит. Наиболее популярная сегодня версия происшедшего: Пьех попросту вышвырнул ставшего неугодным ему главу правления. Настолько неугодным, что «диктатор» Volkswagen даже согласился на то, что Пишетсридер уйдет на весьма благоприятных для себя и достаточно накладных для концерна финансовых условиях. Сложив свои полномочия к 31 декабря, Пишетсридер еще целых пять лет будет числиться в зарплатной ведомости Volkswagen -- даже в том случае, если он вообще прекратит работать в какой-либо должности. За ближайшие пять лет ему будет выплачено 15 млн евро.
Юрий ШПАКОВ, Берлин