|
|
N°211, 16 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Впереди паровоза
Пока «старые» европейцы из стран ЕС скорбят по уходящим национальным валютам, «новые» европейцы из государств-кандидатов готовы как можно скорее отказаться от своих денег, лишь бы стать членами элитарного клуба. В конце октября по инициативе главы польского ЦБ, знаменитого «шокового терапевта» Лешека Бальцеровича, в Варшаве прошла конференция, посвященная перспективам перехода Польши на евро. «Энергия Европы» попросила высказаться на эту тему бывшего министра финансов и министра иностранных дел, лидера «Гражданской платформы» АНДЖЕЯ ОЛЕХОВСКОГО.
-- Почему Польша так стремится к евро?
-- Главной экономической выгодой нашего членства в Евросоюзе будет стабильность валюты и очень малый риск, связанный с ней. Но это произойдет, если у нас в обращении появится евро. Коль скоро мы хотим быстрее вступить в ЕС, то должны как можно быстрее приобщиться к единой европейской валюте. Если мы считаем, что членство в ЕС выгодно, то и присутствие в зоне евро тоже должно быть, по сути дела, выгодно. Более того, введение евро привело бы к еще большей интеграции польской экономики в экономику ЕС.
-- А патриотизм, привязанность к родному злотому, о чем приходится слышать, не станут препятствием?
-- Эмоции вокруг этого преувеличены. Нельзя сказать, что поляки чрезмерно привязаны к злотому, который в прошлом был слабой валютой. Думаю, что мои соотечественники не будут упорствовать при замене его на евро. Это консервативные англичане не могут вообразить себя без своего фунта, который, впрочем, всегда был серьезной валютой в мире. Поляки же давно привычны к иностранной валюте, легко считали и в долларах, и в марках. То есть больших хлопот переход на евро, как мне представляется, не доставит. И чем быстрее это произойдет, тем лучше.
-- Но ведь некоторые страны -- члены ЕС не хотят впускать евро на свой порог, а Польша, еще не будучи в сообществе, уже, по сути, готова открыть дверь единой европейской валюте?
-- Большинство причин все же связано с эмоциями. Например, в Германии «аргументом сопротивления» выступает беспокойство немцев относительно пенсии: мол, вносили надежные деньги, а в перспективе -- неведомая валюта. Польские пенсионеры, мне кажется, будут только рады: откладывали на старость не очень-то авторитетные злотые, а получат в пересчете сильные евро. Обратите внимание, в небольших странах проблем такого рода нет. Неуверенность в евро характерна для экономически развитых государств со стабильной и сильной валютой.
Беседовал Денис ЗАЙЦЕВ, Варшава