|
|
N°207, 10 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ЖЭК мечты
Управление домами можно и нужно доверять частным компаниям
Представьте себе сантехника из ЖЭКа, которому вы в случае аварии звоните на мобильный в любое время суток, и он приходит в течение 10--15 минут. Причем является не в том же самом грязном и засаленном комбинезоне, в котором только что ковырялся в подвале или канализации, а в чистой, опрятной униформе. Вы грустно улыбаетесь: «Такого не бывает». На самом деле такие примеры есть. Например, в подмосковном городе Домодедово, где частная управляющая компания, созданная три года назад, обслуживает коммунальное хозяйство уже три года. Еще четыре дома из соседних домов добиваются права обслуживаться у "частника".
Вот уже больше года в стране осуществляется переход на новую систему управления жилищно-коммунальными услугами. Теперь собственники жилья могут сами выбрать подходящий способ управления своим жилищно-коммунальным хозяйством.
Большинство населения ничего хорошего от этих преобразований не ждет. Больше того, люди убеждены, что станет только хуже -- потому что денег, видимо, придется платить со временем все больше и больше, тарифы будут расти, а качество услуг останется прежним, неудовлетворительным. Так было на протяжении многих лет, и, естественно, поверить в возможность качественных преобразований сложно.
Многие опасаются -- если компания частная, значит, и денег за «управление ЖКХ» ей надо платить, как частной, -- гораздо больше, чем муниципальному ЖЭКу. Это не так. Тарифы на предоставление услуг ЖКХ едины для всех предприятий, работающих на рынке, и государственных, и коммерческих. Так что стоят услуги новых управляющих компаний ровно столько, сколько в муниципальных РЭУ и ДЕЗах.
Следующий аргумент скептиков -- подозрение, что раз цена такая же, то, значит, частная компания в отличие от государственной вообще ни за что отвечать не станет. Если в муниципальный ЖЭК можно хотя бы жалобу направить, то с коммерческим ЖЭУ все придется решать через суд. А суды известно как трудно выигрываются и сколько времени тянутся...
Но вспомним, как работает большинство муниципальных ЖЭКов сейчас. Какого качества услуги они предоставляют и с какой оперативностью. Работа в нынешних муниципальных РЭУ и ДЕЗах более чем неблагодарна, плохо оплачивается и не сулит практически никаких социальных льгот. Соответственное к этой работе и отношение -- работать там никто не рвется. А те, кто все же приходит, относятся к работе как к неизбежному злу и выполняют ее как постылую повинность. При этом, естественно, любые жалобы и тяжбы жильцов с муниципальными ЖЭКами безнадежно вязнут в пассивности местных властей.
Однако поразительно, как изменится ситуация, стоит какому-нибудь жильцу пожаловаться на работу частного ЖЭУ. Ведь коммерческие управляющие компании в последние годы стали серьезными конкурентами государственных в сфере ЖКХ. Вот только в структуру муниципальной власти в отличие от первых не входят. Т.е. когда поступает жалоба на независимую управляющую компанию, это для местных властей не сетования на одно из собственных подразделений, на которые надо реагировать принимая меры внутри собственной структуры, признав собственную нерадивость или прокол. Это жалоба на конкурирующую структуру. Так что государственные инстанции откликнутся на нее с гораздо большим энтузиазмом. Потому частному ЖЭКу есть прямой резон наладить с жильцами хорошие отношения, внимательно прислушиваясь к чаяниям и пожеланиям собственных клиентов.
В то же время и жильцы, которые при обслуживании муниципальными ЖЭКами уже давно потеряли надежду, горько махнули рукой на все жалобы и вообще перестали участвовать в «коммунальной» жизни собственных домов, ограничившись ежемесячной квартплатой и надеждой на авось, при работе с частной управляющей компанией начинают чувствовать возможность влиять на ситуацию. Они начинают понимать, что управляющая компания -- это их агент по предоставлению услуг. И от наиболее полного соблюдения обязательств коммерческого ЖЭУ перед жильцами зависят его конкурентные преимущества и успех бизнеса.
Тогда жильцы начинают более внимательно и активно участвовать в управлении ЖКХ своего дома, занимают деятельную позицию на правах заказчиков. Вместо существовавшего до реформы тоскливого взаимодействия полного безразличия с безнаказанностью, с одной стороны, и безнадежной грусти с бесполезной борьбой -- с другой начинает налаживаться конструктивный диалог двух сторон, одинаково заинтересованных в хорошем результате.
При таком подходе между жильцами и компанией устанавливаются партнерские, доверительные отношения, и она начинает выполнять некоторые дополнительные функции -- оказывает регистрационные и оформительские услуги, выступает агентом по благоустройству (телефонизация, установка железных дверей, домофонов и т.д.). То, что подобными сервисами охотно пользуется подавляющее большинство жильцов, дает основания полагать, что они удобны и востребованы. А заработанные на них деньги можно тратить на улучшение качества обслуживания, более высокие зарплаты персонала и соцпакеты для сотрудников. Дополнительная коммерческая деятельность позволяет платить работникам частных управляющих компаний больше, чем в муниципальных ЖЭКах. Поэтому в ЖЭУ работают на совесть, держатся за рабочие места, и есть возможность набирать лучшие кадры.
Все это реальность. И вовсе не такая уж фантастическая, как может показаться на первый взгляд. Нужно просто поверить в это и начать действовать. Реформа ЖКХ, проводимая в нашей стране, предоставляет большие возможности и огромное поле для деятельности рядовым гражданам. И какими станут ЖЭКи в будущем -- решать нам.
Алексей КОЖЕВНИКОВ, председатель комиссии по девелопменту и строительству «Опоры России»