|
|
N°206, 09 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Краткая история пограничного заборостроения
Сооружение пограничных стен широко практиковалось в самые разные исторические периоды. Сплошные деревоземляные или даже каменные укрепления действительно являются наиболее эффективным и не слишком сложным техническим средством защиты рубежей государства. Возможно, единственное, что удерживало и удерживает правительства от повсеместного возведения погранзаборов, -- это их стоимость. Строительство, текущий ремонт, равно как и регулярное патрулирование таких фортификационных сооружений, всегда влетают в копеечку. Поэтому стены строились либо достаточно мощными и богатыми странами, либо в тех случаях, когда без этого оборонять границу никак не удавалось.
Наиболее известным погранзабором считается Великая Китайская стена длиной в 6352 км. Это удивительное сооружение создавалось в течение двух тысячелетий и должно было защитить Поднебесную от набегов варваров с запада и севера. Впрочем, некоторые историки предполагают, что с этой ролью стена справлялась не слишком удачно. В Европе известен 117-километровый Адрианов вал в Северной Англии, отделявший владения Рима от диких племен Шотландии. Роль своеобразных «живых стен» выполняли и отечественные засеки -- намеренно захламленные буреломом лесополосы в черноземных областях, защищавшие южные рубежи русских княжеств от набегов конницы степняков из «дикого поля».
Однако «золотой век» стен наступил во второй половине прошлого века, когда сплошные заграждения на рубежах стали строить практически повсеместно -- от Евразии до Африки. В самом простом -- «бюджетном» -- варианте современная погранстена представляет собой нечто вроде дачного забора из металлической сетки, несколько модернизированного с помощью колючей проволоки. По желанию заказчика для наиболее навороченных заграждений используются бетонные блоки, земляные насыпи, сторожевые вышки и даже минные поля. Так, например, оборудована «корейская стена» длиной 240 км, отделяющая владения коммунистического Пхеньяна от капиталистического юга страны.
Главной заборостроительной державой современности, пожалуй, можно считать Израиль. Здесь защитные стены используются на всех внешних границах контролируемой Тель-Авивом территории. Кроме того, есть и «внутренний периметр»: бетонные укрепления отделяют зону, населенную евреями, от арабских ареалов Газы и Западного берега реки Иордан. Однако схожую практику при необходимости используют и страны западного мира. Здесь, впрочем, чаще речь идет не о защите от террористов, а об охране рынка труда: стена считается эффективным средством удержания нелегальных иммигрантов из стран третьего мира.
Из европейских стран к погранстенам вынужденно обратилась Испания. Под контролем Мадрида сейчас находятся две небольшие африканские территории -- городки Сеута и Мелилья на марокканском побережье Средиземного моря. Нелегалы давно атакуют эти «заморские владения», пытаясь таким образом проникнуть в богатую Европу. Испанцы были вынуждены огородить Сеуту и Мелилью высокими заборами из колючей проволоки и установить вооруженное патрулирование (на каждую стену ЕС потратил порядка 30 млн евро). Тем не менее охрана старается не применять оружие против нарушителей границы.
Существуют, впрочем, не только пограничные, но и внутригородские стены, также выполняющие защитную функцию. Это североирландское ноу-хау: здесь с помощью них предотвращают столкновения между жителями католических и протестантских кварталов. Общая длина этих бетонных «линий мира» составляет несколько миль, разрывы в стенах охраняются полицией. Еще одна вариация на тему внутригородских стен была опробована, к примеру, в Багдаде: т.н. «зеленая зона», где располагаются правительственные и оккупационные учреждения, отгорожена от остальной части иракской столицы надежными укреплениями. Это сооружение призвано уберегать чиновников и военных от атак террористов.
Владимир ДЗАГУТО