|
|
N°211, 16 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тепло немецкой марки
Уходящие деньги согреют сограждан
Как готовится простой житель Германии к проводам старой доброй немецкой марки? По моим наблюдениям, никак. С 1999 года, когда все безналичные расчеты были переведены на евро, народ успел привыкнуть к тому, что любые цены повсюду и в обязательном порядке обозначаются в обеих валютах. В них «номинированы» и все счета, которые я почти ежедневно в избытке нахожу в своем почтовом ящике, -- из телефонной компании, энергопредприятия, налогового ведомства или от полицай-президента города Берлина, который присылает мне штрафы за превышение скорости и парковку в недозволенных местах. А банк, где я состою клиентом, вот уже два года обязан выводить мне на счете суммы всех операций не только в DM, но и в евро.
Евробанкноты, правда, еще не хрустят в карманах бундесбюргеров. Но и немецкие марки оттягивают их карманы все реже. Недавно поймал себя на том, что уже несколько недель вообще не держал в руках «настоящих» денег. А собственно говоря, зачем современному человеку все эти банкноты и груда мелочи? Ведь буквально все -- от автомобиля до зубной щетки и пачки сигарет -- средний европеец давно приобретает с помощью пластиковой карточки. Не так далек от реальной жизни скетч, показанный как-то в одной юмористической телепередаче. У Бранденбургских ворот местный пеннер (так зовут здесь бомжей) спрашивает прохожего: «Приятель, у тебя не найдется одной марки?» -- «У меня только кредитная карточка», -- отвечает тот. -- «Нет проблемы», -- пеннер достает из своего мешка машинку для Visa и пропускает через нее карточку.
Между прочим, старые кредитные карточки вроде Visa или American Express все больше выходят из употребления. Чаще всего это EC-card, или, по-другому, Electronic Cash, привязанная к банковскому счету. Туда поступают -- понятно, в DM и EUR -- все доходы трудящихся. А также, например, пособия по безработице и социальная помощь тем, кому по тем или иным причинам с активным трудовым процессом приходится повременить. Личный расчетный банковский счет (а он существует, по сути дела, у всех жителей Германии) устроен так, что автоматически допускает определенный оговоренный заранее с банкирами кредит. Если же в своих расходах сам себе не слишком доверяешь, то EC-карточку можно «заправить» в банке лишь на определенную необходимую тебе в данный момент сумму. Совершенно безразлично, в марках или евро. Их курс по отношению друг к другу не меняется с 1999 года.
Но как бы то ни было, сентиментальные немцы любили свою марку, дорожили ей и теперь прощаются с ней не без сожаления. Ведь со дня введения 20 июня 1948 года дойчмарка была не только средством платежа. Дважды она становилась символом нового начала немецкой нации. Она привела послевоенную Западную Германию к «экономическому чуду». А в 1989 году, когда пала Берлинская стена, «марка ФРГ» стала экономическим фундаментом для объединения восточных и западных немцев. Прочную эмоциональную привязанность, которую испытывают немцы к своим деньгам, президент Бундесбанка Эрнст Вельтеке объясняет недостатком у них иных национальных символов. Но и этот, последний, доживает оставшиеся недели до своей «кремации». Именно сожжение выбрали специалисты из всех предлагавшихся ранее способов уничтожения старых немецких банкнот на общую сумму в 280 миллиардов DМ. При этом их не просто «выпустят в трубу». Согласно концепции Баварского земельного банка, тепло немецких марок, преданных огню, будет направлено на обогрев жилищ граждан. Перед этой последней церемонией каждый денежный знак, тщательно отсортированный от возможных фальшивок (не дай бог они осквернят священную процедуру сжигания), будет пропущен через специальный измельчитель. Он разрежет каждую бумажку ровно на 800 полос, которые затем будут спрессованы в брикеты. Брикет вместит в себя 75 тысяч немецких марок, и страдающие от ностальгии смогут купить его в Музее денег во Франкфурте-на-Майне всего за 2 евро 56 центов, или ровно 5 марок «по-старому».
Как будет на этот раз производиться массовый обмен денег, верным признаком которого всегда были бесконечные очереди к окошкам банков и сберегательных касс? Скорее всего так же -- никак. Просто-напросто в ночь на Новый год банковский компьютер выключит на моем счете строчку DM с обозначением имеющейся у меня суммы денег, оставив лишь EUR. То же самое произойдет на компьютерах торговли, где исчезнут «марочные» цены и останутся лишь «евровые». Все расчеты будут происходить, как обычно, с помощью той же самой пластиковой EC-card или кредитки.
Хотя уже сегодня банкиры рекомендуют зачислить лишние «бумажные» марки на свой банковский счет, чтобы избежать утомительных процедур по обмену наличных. Но все равно банки ожидают в начале января особого наплыва клиентов, которым не терпится подержать в руках новые деньги. Те же, кого данная проблема волнует не слишком остро, преспокойно обойдутся глянцевым кусочком пластика с «накачанными» туда деньгами или долгами. В цифровом выражении последних с отменой марки станет почти вдвое меньше. Но по сути, от этого ровным счетом ничего не изменится.
Юрий ШПАКОВ, Берлин