|
|
N°206, 09 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Большой самолет» в «Ту» сторону
Сегодня самолетами марки «Туполев» выполняется до 80% всех пассажирских авиационных перевозок в России и СНГ. Львиная доля их приходится на ветерана Ту-154, неизбежно стареющего. Сейчас эксплуатируется около 400 этих самолетов различных модификаций. Кроме него сегодня летает до 300 самолетов Ту-134, они работают, что называется, день и ночь, ежегодно объем их перевозок возрастает на 6%. Что придет на смену этим самолетам и когда? Об этом на 6-м международном авиакосмическом салоне Airshow China-2006 в китайском Чжухае обозреватель «Времени новостей» Николай ПОРОСКОВ побеседовал с генеральным директором -- генеральным конструктором корпорации «Туполев» Игорем ШЕВЧУКОМ.
-- В Чжухае мы представили два пассажирских магистральных самолета и один грузовой. Наша новейшая разработка -- пассажирский Ту-204-300. Это дальнемагистральный самолет, который уже эксплуатируется авиакомпаниями России, выполняет регулярные рейсы, без посадки летает из Москвы, Санкт-Петербурга во Владивосток и обратно. Летает и в СНГ, в Юго-Восточную Азию, в том числе в Китай. Разрабатывается новый самолет Ту-204-300СМ -- среднемагистральный. У него будет снижен вес за счет новых композиционных материалов, он оснащен лучшим бортовым оборудованием. Самолет будет сертифицирован в ближайшие 20 месяцев. По назначению, классу это будет аналог А320.
В России и Западной Европе успешно эксплуатируется грузовой Ту-204 «Карго». В этом году заканчиваем сертификацию Ту-204 по западноевропейским нормам и стандартам. Он летает и в Китай. У России есть контракт с Китаем по поставке пяти грузовых Ту-204 «Карго». Еще десять машин находятся в разряде опциона (то есть китайская сторона имеет преимущественное право выкупа, но не обязана их выкупать. -- Ред.). Первые два самолета могут быть представлены китайским специалистам уже в этом году, остальные три построим в следующем. Мы готовы сотрудничать с Китаем в совместном проектировании летательных аппаратов, совместно производить самолеты, которые хорошо себя зарекомендовали, в поставках агрегатов и запасных частей.
-- На какие двигатели делаете ставку?
-- Будет сохранено производство ПС-90. Мы имеем и опыт использования двигателей западного производства -- на Ту-204-120 стоят двигатели компании «Роллс-Ройс». Какой двигатель будет выбран на будущее, пока сказать не могу -- идут работы.
-- В Чжухае был представлен и новый 100-местный ближнемагистральный самолет Ту-334...
-- Это машина с высокими технико-экономическими характеристиками. Подписано постановление правительства России о начале серийного производства Ту-334 на Казанском авиационном производственном объединении, к 2007 году мы должны построить два первых серийных самолета. Это, безусловно, будет сделано. У Ту-334 непростая судьба. От прежних разработок сегодня осталось лишь название -- на самолете установлено новейшее оборудование, у него отличная аэродинамика. Это не мои слова -- заключение авиационных и транспортных НИИ. Это единственный в мире самолет, который был изначально спроектирован как 100-местный, а не является паллиативом ранее выпущенных самолетов.
-- Есть ли выпуск Ту-334 в планах Объединенной авиастроительной корпорации?
-- Есть, в разряде коммерческих проектов. Самолет испытан, сертифицирован.
-- RRG будет конкурентом вашему самолету на рынке?
-- RRG главным образом экспортно-ориентированный продукт, это региональный ближнемагистральный самолет. Главное преимущество Ту-334 -- он является членом семейства (одна кабина, та же конструкция), что для компании-перевозчика может оказаться очень выгодным. Хотя мы имеем и экспортный потенциал. Сегодня у нас уже есть заказы на 50 Ту-334. Могу сказать, что на первые два претендует сразу пять авиакомпаний.
-- Сотрудничество с КНР -- дело, безусловно, выгодное. Но китайский авиационный рынок сегодня захвачен «Боингом» и «Эрбасом». Как вы собираетесь с ними конкурировать?
-- Действительно, эти две корпорации в большой степени занимают рынок грузовых и пассажирских перевозок Китая. Но мы не теряем надежду, что наши самолеты, в первую очередь грузовые версии, будут интересны КНР. Здесь понимают, что иметь в качестве главных поставщиков только одно-два предприятия и оставить в стороне давнего и проверенного партнера -- российский авиапром -- не очень верно. К тому же мы доказываем китайским специалистам, что наши самолеты будут приносить прибыль. Помогают и межправительственные контакты.
-- «Боинг» и «Эрбас» не только поставляют в Китай готовую технику, но и начали частично передавать свои технологии, разрешили китайским предприятиям самостоятельно проектировать 5% их самолетов. Вы рассматриваете аналогичный вариант?
-- Полная сборка самолетов на основе наших технологий -- процесс, требующий детальных переговоров. Но возможны любые варианты.
-- С какими китайскими предприятиями вы сегодня работаете и по каким проектам?
-- В первую очередь с теми, кто поставляет нам детали и агрегаты для Ту-154, которые эксплуатируются в обеих странах. Это гидравлика, колеса, тормоза, другие узлы и агрегаты.
-- По разным оценкам, китайские авиакомпании в ближайшие десять лет приобретут примерно 2500 пассажирских и грузовых самолетов...
-- Мы в этом процессе, безусловно, будем участвовать. Надеюсь, что самолеты российского производства вернутся на китайский рынок. Мы хотели бы рассчитывать на 10--15% рынка воздушных перевозок Китая. Намереваемся вести переговоры о сотнях самолетов.
-- Какие новые проекты следует ожидать в военной области? Что последует за Ту-160?
-- Направления наши следующие -- новое оборудование с расширенными возможностями, его унификация, улучшение летно-технических характеристик.
-- Каковы тенденции развития компании «Туполев»?
-- Мы сегодня занимаемся не рамповыми самолетами, а машинами для контейнерных перевозок под международный стандартный контейнер. Ту-204 «Карго» относится к такому классу. Перевозит 13 контейнеров с нагрузкой 30 тонн. За два года три самолета сделали более трех тысяч вылетов, был всего один случай выхода из расписания. Готовность к повторному вылету -- 99,99%. Об этом писала западная пресса. Ту-334 мы также предлагаем в грузовом исполнении под семь стандартных контейнеров с коммерческой нагрузкой 12--14 тонн. Есть в заделе и рамповый проект -- Ту-204-330 с нагрузкой 35 тонн. Этот проект мы назвали «Большой самолет».
|