|
|
N°206, 09 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Глубоко о высоком
Главы правительств России и Китая обсудят освоение недр и покорение Луны
Сегодня премьер-министр Михаил Фрадков прибывает в Пекин на очередную -- уже одиннадцатую -- встречу глав правительств России и Китая, а также для участия в мероприятиях в рамках проведения Года России в Китае. Как предполагается, в ходе переговоров будут обсуждаться практически все вопросы торгово-экономического сотрудничества, причем российская сторона сделает упор на совершенствование структуры взаимного товарооборота, более активное развитие инвестиционного, инновационного взаимодействия. Не обойдут участники переговоров и проблемы сотрудничества в топливно-энергетической сфере.
То, что именно эти вопросы будут в центре внимания переговоров Михаила Фрадкова и его китайского коллеги Вэнь Цзябао, стало понятно по итогам встреч, которые провел в Пекине и Шанхае вице-премьер Александр Жуков, прибывший в Поднебесную еще в воскресенье для подготовки встречи премьеров. Впрочем, именно эти проблемы стороны обсуждают каждый год. У тех, кто постоянно следит за развитием российско-китайских контактов, порой даже возникает эффект «дежавю». Например, о постыдной для России структуре товарооборота стороны говорят постоянно, однако она только ухудшается. Доля машинно-технической продукции в объеме российского экспорта в Китай уже снизилась до 1,3% при постоянном увеличении поставок сырьевых товаров, прежде всего сырой нефти. Китайцы неохотно покупают продукцию российской промышленности. И не потому, что берут что получше в западных странах. Просто-напросто за годы экономических реформ и за счет привлечения в страну иностранных инвестиций в объемах, которые России и не снились, сами научились производить то, что раньше при необходимости могли бы купить за границей. И эта тенденция не может не настораживать российских производителей машинно-технической продукции, желающих осваивать перспективный китайский рынок. «Уровень китайского машиностроения за последние годы сильно поднялся, и российские предприятия должны конкурировать на нашем рынке», -- заявила заместитель премьера Госсовета КНР У И в ходе переговоров с Александром Жуковым. По ее словам, Китай наращивает свою промышленную мощь за счет иностранных компаний. «В 2005 году среди предприятий, импортирующих машинно-техническое оборудование, 76% составляли компании с иностранным капиталом», -- сказала она.
Впрочем, российское энергетическое оборудование в Китае пока в цене. И на этом рынке российские компании вполне могут быть конкурентоспособными. «Силовые машины», например, договариваются о поставках турбин и генераторов для ТЭС «Вэйцзямао». То же самое можно сказать о российском атомном машиностроении. Компания «Атомстройэкспорт» строит первую очередь (два блока) Тяньваньской АЭС и рассчитывает, что договорится о возведении не только оставшихся двух блоков, но и о строительстве других АЭС. Тут, правда, не все гладко. Из-за состояния российской промышленности, пережившей не лучшие времена в 90-е годы, сроки сдачи блоков не раз переносились. Так, планировалось, что первый блок будет сдан в коммерческую эксплуатацию в апреле 2004 года, но он не сдан до сих пор (предполагается, что это произойдет весной 2007 года). Сдача второго блока также затягивается. Кроме того, были проблемы с наладкой оборудования первого блока.
Из-за всех этих проблем России будет нелегко уговорить китайских партнеров продолжать сотрудничество, тем более что конкуренты из ряда ведущих стран не спят. Как признал источник в российской делегации, сопровождающей вице-премьера Александра Жукова, «дальнейшее отставание от графика сдачи первого блока в эксплуатацию ведет к уменьшению интереса китайской стороны к продолжению сотрудничества с российскими организациями в сооружении второй очереди АЭС». Впрочем, атомщики надеются на лучшее.
Россия в числе мировых лидеров не только в использовании мирного атома, но и в освоении космического пространства. Михаил Фрадков и Вэнь Цзябао вряд ли обойдут эту тему, тем более что в космическом сотрудничестве заинтересованы обе стороны: Россия получает финансирование ряда перспективных проектов, Китай -- новые технологии. Как сообщил журналистам глава «Роскосмоса» Анатолий Перминов, приоритетом являются совместные работы по исследованию Луны. Предполагается доставка на спутник Земли лунохода, забор грунта. Реализация проекта намечена на 2010--2011 годы (уже в следующем году китайцы предполагают совершить при содействии России беспилотный полет вокруг Луны).
И все же главное, что Китай хочет получать сегодня от России, -- энергоресурсы: нефть, газ, электроэнергию. Об этом также пойдет речь на переговорах Михаила Фрадкова и Вэнь Цзябао. Вряд ли китайская сторона не спросит российскую о точных сроках сооружения нефтепровода Россия--Китай и перспективах строительства газопровода.
Как сообщил Александр Жуков, по итогам встречи премьеров России и Китая предполагается подписать 17 документов. Среди них соглашения о режиме российско-китайской государственной границы, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, меморандум о взаимопонимании между Федеральным агентством по атомной энергии и Комитетом по оборонной науке, технике и промышленности КНР о развитии среднесрочного и долгосрочного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии.
Министерство экономического развития России и министерство коммерции Китая подпишут меморандум о завершении разработки программы развития российско-китайского торгово-экономического сотрудничества на 2006--2010 годы, а также план мероприятий по стимулированию двусторонней торговли машинно-технической продукцией на 2007--2008 годы. РАО «ЕЭС России» и Государственная электросетевая корпорация Китая должны зафиксировать на бумаге основные принципы реализации проекта широкомасштабного экспорта электроэнергии из России в КНР (также они подпишут контракт о покупке и продаже электроэнергии в рамках первого этапа проекта). Российско-китайский деловой совет и Китайская ассоциация развития и планирования промышленных инвестиций заключат соглашение о создании российско-китайского клуба инвесторов.
Михаил ВОРОБЬЕВ, Пекин