|
|
N°205, 08 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тридцатилетний капитан
Сенатор от Чечни предложил Рамзану Кадырову пост президента
Пока президент Чечни Алу Алханов встречался в Грозном с семьями погибших сотрудников республиканской милиции, в Москве прошел «круглый стол», участники которого фактически в один голос предложили ему уступить свое место нынешнему чеченскому премьеру Рамзану Кадырову. Похоже, что команда премьера, выдержав месячную паузу после тридцатилетия патрона, решила возобновить борьбу за окончание операции по чеченскому престолонаследию, не состоявшемуся после гибели Ахмата Кадырова из-за политического несовершеннолетия его сына.
На трехчасовое заседание, которое вел глава Института политических исследований Сергей Марков, были приглашены несколько чеченских политиков и ряд российских экспертов, которые, более или менее дипломатично подбирая слова, объясняли друг другу, насколько хорош г-н Кадыров в качестве лидера.
Наиболее однозначно выступил сенатор от Чечни Умар Джабраилов. Он решился сказать то, чего за три часа так и не произнесли другие участники: «Лицемерием занимаются те, кто не замечает, что весь чеченский народ все эти годы ждал 30-летия Рамзана Кадырова. И я не понимаю, почему Алу Алханов не найдет в себе мужества сложить с себя полномочия и передать власть». В подтверждение своих слов сенатор тут же обратился к спикеру нижней палаты парламента Чечни Дуквахе Абдурахманову с предложением внести в парламент соответствующую инициативу. Сам Рамзан Кадыров, по его мнению, не может этого сделать в силу своих высоких моральных убеждений.
Участники «круглого стола» словно заранее отвечали на возможные попытки уличить их в пренебрежении демократическими нормами передачи власти. Сергей Марков с самого начала напомнил, что «Чечня рассматривается противниками России как больное место, которое нужно постоянно теребить, чтобы контролировать саму Россию». Он не без оснований заметил, что часть российских СМИ пишет о Чечне, которая была полтора года назад, а часть западных и вовсе о Чечне пятилетней давности. В нынешней же Чечне, по мнение г-на Маркова, простые граждане связывают все свои надежды именно с фигурой Рамзана Кадырова, заслуги которого в области «восстановления нормальной цивилизации» и подавлении боевиков очевидны: «Незаконные вооруженные формирования даже во время недавнего съезда народов Чечни в Грозном не смогли ничего предпринять».
Спикер Народного собрания Чечни Дукваха Абдурахманов, который считается одним из самых активных сторонников Рамзана Кадырова, напомнил, что за полгода работы последнего на посту премьера по части строительства и восстановления сделано больше, чем за пять предшествующих лет. Спикер считает, что Чечня -- единственный субъект РФ, где население искренне благодарит власть за ее работу. При этом разговоры о коррупции среди чеченских чиновников он считает кощунственными, так как «чиновники погибают за мир в Чечне и единство России». За последние годы, по словам г-на Абдурахманова, погибло около 2000 милиционеров, 60 глав администраций сел, четыре главы районов и 68 мулл. Феномен же Рамзана Кадырова, по мнению спикера, прост: «безоглядное самопожертвование во благо своего народа». «Визитная карточка Чечни сегодня -- это Герой России Рамзан Кадыров, а вместе с ним -- ансамбль танца «Вайнах» и футбольная команда «Терек», -- резюмировал Дукваха Абдурахманов. -- Среди чеченцев мы найдем патриотов России, готовых идти и в Ливан, и в Африку, и в Антарктиду, и в космос».
«Я рад, что процессы мирного урегулирования в Чечне зашли так безвозвратно далеко", -- поделился своими чувствами эксперт по Кавказу и ведущий «Первого канала» Максим Шевченко. Г-н Шевченко еще раз напомнил о «беспомощности демократических структур» в условиях российской цивилизации, привыкшей жить «в ситуации справедливости, порядка и ориентации на сильных лидеров». Но почти сразу же вполне в духе «беспомощных демократических конструкций» предложил бороться с ксенофобией и включить чеченцев во всю систему «социальных лифтов»: «В конце концов, мы свободная страна». Он признался, что не имеет чести знать Рамзана Кадырова лично, но уверен, что «сын, как это и положено на Кавказе, является достойным продолжателем дела своего отца».
Сенатор Джабраилов, прежде чем попенять на неуступчивость Алу Алханова, вернулся к военным заслугам нынешнего премьера Чечни. «Чеченцы доказали, что они не созданы для войны. Каждый боевик, который бросил автомат, сохранил мир и спокойствие многим российским семьям, -- сказал он, отвечая критикам созданных г-ном Кадыровым силовых структур. -- Теперь эти боевики -- фактор сдерживания терроризма. Джамааты, существующие в республиках Северного Кавказа, теперь лишний раз задумаются, не дадут ли им по ушам те люди, которые знают, как воевать. Не стоит стесняться, что эти воины с нами».
Философ-евразиец Александр Дугин коснулся еще одного щепетильного вопроса -- о третьем сроке президента Владимира Путина, выразившись предельно ясно: «Легитимность Путина заключается в том, что он решил чеченскую проблему, сохранив Чечню и чеченцев в составе России, причем не за счет подавления прав и интересов чеченцев. Путин протянул им руку, а чеченцы смогли ее принять и пожать, и теперь они в интересах России экспортируют свою энергию, волю и воинский дух». Мнение чеченского народа по вопросу третьего срока г-н Дугин считает «важным втройне»: «Чечня очень боится, что на место абсолютно адекватной исторически верной стратегии Путина придет какая-то другая, тогда карты могут быть пересданы, а там, где есть геополитический надлом, есть и угроза его актуализации».
Советник президента РФ Асламбек Аслаханов, некогда пытавшийся конкурировать с Ахматом Кадыровым в борьбе за власть в послевоенной Чечне, был наиболее краток и сдержан. Он просто поделился своими впечатлениями от увиденного в республике во время визита на день рождения премьера: «То, что сделали, -- это экономическое чудо. Я до двух часов ночи ходил по Грозному и любовался на эти проспекты, дома и мечети. Рамзан показал, что он не только хороший командир, но и хороший строитель. И народ поверил». Правда, советник напомнил о продолжающихся похищениях людей. По его словам, он даже направил президенту Путину предложение создать специальные группы по расстрелу похитителей -- раз правоохранительные органы бессильны что-либо сделать даже в тех случаях, когда свидетели называют им номера конкретных машин.
Депутат Госдумы от Чечни Ахмар Завгаев, брат одного из лидеров антидудаевской оппозиции и последнего главы Верховного совета Чечено-Ингушской АССР, также считает, что сыну муфтия Ичкерии можно доверять: «Равного политика нет, не было и не будет». Г-н Завгаев в цифрах доложил о состоянии чеченской экономики, упомянув, что без поддержки бюджета там уже построен миллион квадратных метров жилья. Примерно в том же духе высказались замглавы администрации президента и правительства Чечни Муслми Хучиев и начальник информационно-аналитического отдела представительства Чечни в Москве Мансур Магомадов. «Без единого выстрела, только под гарантию Рамзана Кадырова и его отца сдались более семи тысяч боевиков, -- напомнил г-н Хучиев. -- А вы попробуйте хотя бы одного оппонента переубедить и сделать вашим другом». «Перед Россией в лице Чечни -- новый вызов, -- добавил г-н Магомадов. -- Если Россия найдет правильный ответ, многие этнические проблемы могут быть решены».
«Еще в 2000 году, когда мы ездили с Ахмат-хаджи Кадыровым по Москве на стареньком «Субару», мы понимали, что главный вызов -- это вызов мирного времени, -- рассказал бывший полпред Чечни при президенте РФ Шамиль Бено. -- Очень серьезный вызов -- вернуть доверие чеченцев к русским. С 1858 года, с прокламации князя Барятинского, нарушенной русской стороной через два года, чеченцы сталкивались с предательством, а каждые 50--60 лет нас разделяла война: мой родной Беной до нынешней войны бомбила сталинская авиация в 1939 году. Сейчас 63% русских с недоверием относятся к чеченцам, а 80% чеченцев не доверяют российской политике в Чечне. Нам очень нужна последовательность -- пусть следующим президентом России будет не Путин, а «путин» в кавычках, но если опять начнется шараханье, доверие чеченцев к России и Рамзану Кадырову исчезнет. От последовательности России зависит, появятся ли через десять лет чеченцы, которые захотят взрывать Москву».
Г-н Бено считает, что в России на сегодняшний день есть четыре безусловных лидера: президент Путин, мэр Москвы Юрий Лужков, президент Татарстана Минтимер Шаймиев и премьер Чечни Рамзан Кадыров. «Этим трем региональным лидерам Кремль доверяет безусловно. И очень хорошо, что в Чечне есть Кадыров, а не те охломоны-чеченцы, которые обивали в Москве пороги в течение 90-х годов». В этот момент часть приглашенных взглянула на оратора с плохо скрытой неприязнью, однако возразить никто не решился.
Но к самым парадоксальным выводам пришел замглавы Института стран СНГ Владимир Жарихин. Сначала он сказал почти крамольные слова о том, что и хасавюртовский мир, увенчавший первую войну в Чечне, и назначение ее главой бывшего муфтия сепаратистов суть компромиссы, которые могла себе позволить только очень сильная страна, готовая на уступки ради сохранения пусть хрупкого, но единства. В итоге, по мнению ученого, нынешняя Чечня вполне может стать локомотивом, который окажется способен вытащить Северный Кавказ из очевидного цивилизационного и экономического провала. Г-н Жарихин не единственный эксперт, который считает, что интерес чеченцев к феномену Кадырова уже вывел или способен вывести Чечню из противостояния с Россией, в котором она в течение 90-х годов играла роль мотора. Теперь она, наоборот, становится одним из важнейших столпов российской государственности. «Очень похоже, что борьба, которую вела Чечня, на самом деле была борьбой за статус одной из государствообразующих наций, -- сказал ученый. -- И похоже, что в Кремле, прежде чем принять то или иное решение в области внутренней или внешней политики, спрашивают себя: а что об этом подумают в Чечне?»
Правда, пока неизвестно, кто и что подумает в Кремле о смелых инициативах кадыровской команды, несмотря на всю самоуверенность ее членов. Как уже неоднократно писала газета «Время новостей», прямо в день рождения Рамзана Кадырова осведомленные источники в полпредстве президента в Южном федеральном округе подчеркнули, что при всех достоинствах Рамзана Кадырова перестановок в системе власти Чечни пока не планируется.
Иван СУХОВ