|
|
N°206, 09 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Явка необязательна
Новшества в избирательном законодательстве не улучшили качество выборов
По мнению экспертов Независимого института выборов, проанализировавших результаты региональных выборов 8 октября, если существующие политические тенденции сохранятся до выборов в Государственную думу, нижняя палата парламента будет поставлена под угрозу делегитимации.
Институт составил «рейтинг демократичности региональных выборов» и представил его на пресс-конференции в среду. По словам главы института Александра Иванченко, была разработана оригинальная методика оценки уровня демократичности выборов, учитывающая степень приближения выборов к общепризнанным стандартам свободных, честных и справедливых выборов: конкурентность выборов, соблюдение законности, представительность избранного органа. Правда, сравнивались прошедшие избирательные кампании с некоей «абстрактной величиной», а не с идеальной демократией. А эксперт Независимого института выборов, кандидат политических наук Александр Кынев пояснил, что эксперты попытались оценить, как себя ведут регионы в рамках недемократической федеральной системы.
Хуже всех по результатам исследования себя показала Республика Тыва. Например, по пункту «открытость избирательных комиссий» республика набрала 2,2 балла из пяти возможных, а за «организацию кампании (равенство и честность)» политологи присудили региону два балла из десяти. Самым демократичным регионом оказалась Астраханская область -- из 100 возможных совокупных баллов она набрала 67,3.
Правда, по словам руководителя дирекции программ мониторинга избирательных кампаний Независимого института выборов Аркадия Любарева, например, равенство и честность определялись довольно просто: оценивались количество материалов в средствах массовой информации о кандидатах, реакция избиркомов на их действия и «честность судебной системы» при отказах в регистрации. При этом эксперты претендуют на уникальность разработанных критериев оценки демократичности выборов. «В России нет развернутых характеристик выборов, -- пожаловался г-н Иванченко. -- Нас оценивают по западным образцам, которые далеко не всегда применимы к российской реальности. Например, с точки зрения законодательства нам у США учиться нечему, а вот отлаженной системы взаимодействия власти, СМИ и судов у нас нет».
Сравнение по созданным самими экспертами параметрам позволило сделать несколько базовых выводов об эффективности нововведений в избирательном законодательстве, впервые опробованных в осенней кампании. Выяснилось, что разбивка списков партии на региональные группы приводит к большему количеству отказов от мандатов после выборов. «Поскольку на каждую региональную группу требуется свой «паровоз», большее количество кандидатов после выборов отказывается от мандата, -- пояснил Аркадий Любарев. -- Не спасла разбивка на группы и от засилья кандидатов из регионального центра (предполагалось, что такая разбивка повысит представительность территорий в местном законодательном собрании. -- Ред.) -- все равно после выборов в парламенте оказывается подавляющее большинство людей из столицы субъекта».
По мнению Александра Кынева, введенные ограничения в избирательном законодательстве играли на низкую явку, выгодную партии власти, когда приходит голосовать определенная категория избирателей. При этом, как только явка начинает расти, все ограничения, в том числе отмена строки «против всех», начинают работать против «Единой России». В качестве примера г-н Кынев привел кампанию по выборам мэра Самары, где во втором туре впервые за многие годы явка избирателей превысила показатели первого тура на 4%, и в конечном счете победил кандидат от Партии жизни, боровшийся с единороссом: «Как только люди понимают, что у них появился шанс что-то изменить, они идут на выборы и голосуют».
Выводы для себя сделала и «Единая Россия». Вчера рабочая группа комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству одобрила предложение об отмене нормы о минимальной явке избирателей на выборы. Как пояснил глава комитета Владимир Плигин, предлагается из базового закона об основных гарантиях избирательных прав исключить норму о минимальной явке в 20%: «Таким образом, например, в законе о выборах депутатов, такого рода барьеров устанавливаться не будет».
Дарья ГУСЕВА