|
|
N°205, 08 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Донкихоты Рязани
Иногда полезно повеселиться и устроить какое-нибудь озорное безумие. Ну хоть внять предложению друга-музыканта прокатиться на его концерт в город, что отстоит за 200 км от Москвы. Невзирая при этом на то, что, во-первых, в назначенный день повсеместно обещаны митинги фашистов и связанные с этим трудности перевоза; во-вторых, обещаны поворот погоды к зиме и связанная с этим метель; в-третьих, тем же другом-музыкантом обещан его концерт на следующий день уже в Малом зале Московской консерватории (с пианистом Алексеем Гориболем и музыкой Шостаковича), от которого до собственной квартиры ходу двадцать минут. Но хочется ведь иногда быть неправильным. Тем более если друг -- виолончелист Борис Андрианов, а город -- Рязань, с которым связаны приятные воспоминания архитектурных экспедиций студенческой юности.
Поездка оказалась совсем не легкомысленной, а интересной и поучительной. Скоростной поезд Москва--Рязань опоздал всего на полчаса. Выстроенная в лучших традициях советской неоклассики филармония расположена в самом центре города. Находится в месте красивом и респектабельном, вызывающем ассоциации с театральными районами Санкт-Петербурга. Обед в ресторации, что находится в боковом филармоническом флигеле, вполне удался. Аппетит не испортили даже обильно населяющие сводчатые залы ресторации чучела диких зверей и птиц -- возможно, охотничьи трофеи директора или шеф-повара. Зал филармонии был забит до отказа: люди сидели в проходах, на ступеньках. Только что на люстрах не висели. Зал, кстати, очень недурен по акустике. Весьма элегантен и недавно отреставрирован. Рассчитан на 880 мест и носит имя великого поэта Есенина.
Программа подобрана с большим вкусом и совсем не ликбезовская: целиком посвящена музыке Рихарда Штрауса. И можете меня засмеять, но признаюсь честно: прихотливую «Бурлеску» для фортепиано с оркестром (солист Вадим Холоденко), грациозный Концерт для гобоя с оркестром (солистка Маржан Уразмаева) я слышал впервые. Приятно, что именно в Рязани. И в хорошем исполнении. Аккомпанировал солистам оркестр «Новая Россия». За дирижерским пультом -- художественный руководитель Юрий Башмет.
Второе отделение было отдано страстям, подвигам, славным свершениям, приключениям Дон Кихота -- Андрианова. Поэма Рихарда Штрауса «Дон Кихот» для солирующей виолончели и большого симфонического оркестра сложна, велеречива, полна неоромантических фигур и движений, замысловатых, будто книжные виньетки. Борис выступил изумительным рассказчиком. Искренним, страстным и потрясающе чутким, способным вести за собой оркестр до последнего виолончельного вздоха, которым, согласно партитуре Штрауса, Дон Кихот прощается с этим миром.
Сыгранная лучшими российскими музыкантами вполне себе эстетская программа направила меня на поиски «виновных» за нее в Рязани. Так мне был представлен администратор Рязанского областного симфонического оркестра, дирижер Константин Панин. Он работает под началом своего отца, директора Рязанской филармонии (с 1999 года была названа гастрольно-концертным объединением «Рязаньконцерт») Николая Панина. И Панин-старший, и Панин-младший очень хотят, чтобы афиши Есенинского зала филармонии украшали не только имена Льва Лещенко и Владимира Винокура, но и Третьякова, Башмета, Плетнева, Федосеева, Андрианова тоже. Своей политике они верны и проводят ее вполне успешно, несмотря на какие-то палки в какие-то колеса, которые им регулярно ставят администраторы разного ранга и разных ведомств. «Раньше классическое направление в рязанской концертной жизни было загублено капитально, -- признается Константин Панин. -- Сейчас политика филармонии такова: чем чаще будет звучать хорошая классическая музыка, тем лучше. Пока «звездные» концерты удается делать раз в месяц-полтора. Мы рады, что в зале филармонии выступают такие мэтры, как Элисо Вирсаладзе, оркестр «Виртуозы Москвы», Николай Петров, Юрий Башмет, признанные мастера нового поколения Андрианов, Мацуев, Гиндин, Замуруев...» Константин считает, что приятные для фанов классического жанра моменты начались с возрождения Рязанского симфонического оркестра, по которому в последние годы прошлого века впору было справлять поминки. Сегодня дирекция филармонии находит возможность платить музыкантам не издевательские 1100 руб. Потому концерты регулярны и оркестр обрел вменяемую форму. Потому с ним играют и заезжие знаменитости (и Мацуев, и Андрианов). Потому в ноябрьской афише значится концерт «Рязанских симфоников», которыми будет дирижировать сотрудничающий с «Новой Россией» Евгений Бушков.
Поиск денег и на нормальную жизнь Рязанского оркестра, и на приглашение «столичных штучек» -- дело совсем не легкое. «На приглашение такой величины, как Виктор Третьяков, требуется не менее 10 тыс. у.е. И это цена очень щадящая. Но собирать деньги часто мы не можем, -- сетует Константин Панин. -- Цены на билеты не могут быть выше 350--500 руб. Публика в основном состоит из музыкантов, преподавателей училищ, школ. Люди небогатые. Так что доход с продажи билетов несопоставим с затратами на организацию концерта. Увы, губернская администрация, управление культуры чаще к нашим проблемам индифферентны. Помогать в поисках денег отказываются».
Однако сам факт, что, несмотря на жалобы на безденежье, филармония в Рязани считает делом чести работать с элитой серьезной музыки, доказывает, что бренд «классика» сегодня и престижен, и востребован. Чтобы в этом убедиться, стоило смотаться в Рязань. Даже закрыв глаза на то, что вся обкатанная в Рязани программа концерта игралась «Новой Россией» и Башметом вчера в Большом зале Московской консерватории. Впрочем, замена Андрианова в партии Дон Кихота на итальянца Марио Брунелло (тоже, впрочем, виолончелиста достойного более чем) мои личные сомнения в правильности вояжа в древний русский город окончательно развеяла.
Сергей Хачатуров