Время новостей
     N°205, 08 ноября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.11.2006
Удар в десятку
Мемориал Таля собрал элитный состав участников
В понедельник вечером Центральный дом шахматиста имени Михаила Ботвинника был переполнен. Даже для избалованной шахматами Москвы событие было не ординарным -- игрался первый тур турнира, равного которому по представительности еще не было в новейшей истории России. Мемориал экс-чемпиона мира Михаила Таля, которому в этом году исполнилось бы 70 лет, собрал состав высокой, 20-й категории ФИДЕ. Среди десяти участников турнира ровно половина входит в первую десятку мирового рейтинга, а из остальных лишь один недотягивает до звездного рейтинга в 2700 пунктов. Исключение сделано для знаменитого норвежского "киндерсюрприза" Магнуса Карлсена, который еще не достиг своего 16-летия. Кроме него и Петера Леко, имеющего в своем активе ничейный матч за мировую корону с Владимиром Крамником, остальные восемь соискателей главного приза в той или иной степени воспитанники советской шахматной школы. Почтить память своего великого соотечественника согласились Петр Свидлер, Александр Морозевич и Александр Грищук (Россия), Алексей Широв (Испания), Руслан Пономарев (Украина), Левон Аронян (Армения), Шахтияр Мамедьяров (Азербайджан) и Борис Гельфанд (Израиль).

С первых же сделанных ходов началась игра, достойная неординарности самого Таля. В то время как на большинстве столиков противники еще не вышли из дебюта, в партии Широв--Мамедьяров события развивались в темпе быстрых шахмат. Ученик самого Таля коренной рижанин Алексей Широв пожертвовал фигуру и атаковал короля противника. Правда, Мамедьяров был спокоен: повторялась его недавняя партия с Юдит Полгар на турнире в Эссене, в котором он завоевал первый приз (при участии Веселина Топалова). Поэтому он не сомневался, что имеет ничью. И действительно хотя виртуоз атаки Широв сумел усилить игру белых, он не нашел ничего лучшего, чем форсировать ничью вечным шахом.

Почти одновременно был подписан мир в партии Свидлер--Леко, где закулисная борьба была понятна только «посвященным». Судя по комментариям Петра после партии, он побаивался своего венгерского тезку, который черными претендовал лишь на паритет. Что касается двух других представителей России, то они разочаровали своих болельщиков. Но если в партии Аронян--Морозевич Александр в примерно равной позиции затеял атаку на короля и в итоге остался без фигуры, то пассивная игра Грищука как нельзя лучше оказалась по вкусу Пономареву. Руслан доказал, что не зря слывет специалистом по выжиманию результата из минимального преимущества и не оставил Александру никаких шансов на спасение. Что касается партии Карлсен--Гельфанд, то невольно возникала мысль обратиться в Лигу защиты детей -- так сурово наказывал Борис юного Карлсена за его позиционные огрехи. «Чувствуется, наш -- чигоринец», -- удовлетворенно комментировал игру бывшего минчанина знаменитый гроссмейстер и тренер Юрий Разуваев, наблюдая, как его бойкие кони уверенно переигрывают тяжеловатых слонов противника.

Во втором туре Гельфанд и Пономарев к 23-му ходу разошлись миром, затем их примеру последовали Свидлер и Широв. Остальные партии завершились поздно вечером.

Олег СТЕЦКО