|
|
N°211, 16 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мертвый лес
162 литератора под одной обложкой
В рассказе Честертона «Сломанная шпага» отец Браун размышляет: лист прячут в лесу, если нет леса, его сажают, а коли нужно спрятать мертвый лист, сажают мертвый лес. Логика мудрого священника позволяет ответить на вопрос: где должно спрятать поэта? Разумеется, в антологии. И чем больше будет там страниц, текстов, имен, тем надежнее укроется неповторимая личность.
У изданной «НЛО» книги «Нестоличная литература. Поэзия и проза регионов России» альбомный формат (22х29) и соответствующий объем (74 условно-печатных листа). В ней представлено 162 автора из 49 населенных пунктов. Ясно, что в такой толпе непременно должны найтись одаренные (а может быть -- и весьма одаренные) люди. Не менее ясно, что в истории русской словесности не найти момента, когда одновременно работало бы столько ярких сочинителей.
Не знаю, сколь плодотворен стародавний принцип «Алло, мы ищем таланты» в родной ему сфере масскульта (и здесь, признаться, сомнения гложут), но твердо уверен, что для литературы (и литераторов) он губителен.
В 1954 году Пастернак писал сыну: «...Пожелание Маяковского, чтобы поэтов было много и разных, или возня Горького с молодыми литераторами, учреждение литературных институтов, воспитывание кадров и прочая, совершенно не понятно мне
В рассказе Честертона «Сломанная шпага» отец Браун размышляет: лист прячут в лесу, если нет леса, его сажают, а коли нужно спрятать мертвый лист, сажают мертвый лес. Логика мудрого священника позволяет ответить на вопрос: где должно спрятать поэта? Разумеется, в антологии. И чем больше будет там страниц, текстов, имен, тем надежнее укроется неповторимая личность.
У изданной «НЛО» книги «Нестоличная литература. Поэзия и проза регионов России» альбомный формат (22х29) и соответствующий объем (74 условно-печатных листа). В ней представлено 162 автора из 49 населенных пунктов. Ясно, что в такой толпе непременно должны найтись одаренные (а может быть -- и весьма одаренные) люди. Не менее ясно, что в истории русской словесности не найти момента, когда одновременно работало бы столько ярких сочинителей.
Не знаю, сколь плодотворен стародавний принцип «Алло, мы ищем таланты» в родной ему сфере масскульта (и здесь, признаться, сомнения гложут), но твердо уверен, что для литературы (и литераторов) он губителен.
В 1954 году Пастернак писал сыну: «...Пожелание Маяковского, чтобы поэтов было много и разных, или возня Горького с молодыми литераторами, учреждение литературных институтов, воспитывание кадров и прочая, совершенно не понятно мне
Андрей НЕМЗЕР