Время новостей
     N°105, 17 августа 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.08.2000
Транспорт отдадут холдингам
Производители самолетов, судов и автомобилей должны объединиться
Российское транспортное машиностроение будет реформировано путем объединения смежных предприятий в большие холдинги. Об этом вчера заявил министр промышленности, науки и технологий Александр Дондуков после завершения совместного совещания руководителей Минпромнауки и Минтранса.

По словам Дондукова, вчера производители средств воздушного, автодорожного и надводного транспорта впервые собрались вместе. Результаты обсуждения стали для министра «во многом откровением».

Коллега Дондукова министр транспорта Сергей Франк огласил несколько цифр, иллюстрирующих зависимость России в этой сфере от услуг иностранцев. В частности, по данным Франка, страна ежегодно импортирует строительную технику на 200--300 млн долл. Фрахт иностранных судов обходится в 4--5 млрд долл. в год. Министр предложил отечественным машиностроителям и корабелам подумать об освоении этих сумм собственными силами.

Дондуков сообщил, что реформирование транспортного машиностроения пойдет по пути создания вертикально интегрированных холдингов. По его словам, в настоящее время такие холдинги уже организуются в комбайновом и тракторном машиностроении. В судостроении прообразом такой структуры министр назвал петербургскую «Северную верфь», а в гражданском авиастроении -- корпорацию «Ильюшин», «к которой могут присоединиться гражданские подразделения авиафирм «Туполев» и «Яковлев». Правда, в последнем случае не совсем ясно, в производстве чего новая суперструктура сможет проявить свой высокий потенциал.

Главный проект, над которым «Ильюшин» в вялотекущем режиме работает с начала 90-х годов, -- это выпуск двух десятков дальнемагистральных лайнеров Ил-96М/Т. Согласно соглашению о финансировании, подписанному тогда же, примерно 1 млрд долл. на реализацию проекта предоставит американский Ex-Im Bank, а российское правительство должно со своей стороны гарантировать выделение еще 0,5 млрд долл.

Вчера, отвечая на вопрос корреспондента газеты «Время новостей», Дондуков сказал, что в настоящий момент правительство решило полумиллиардных гарантий корпорации «Ильюшин» не давать, а «поддержать ее иными мерами». Заметим, что за все прошедшие годы «иными мерами» сдвинуть проект с мертвой точки не удалось.

Франк призвал к развитию российской системы лизинга транспортных средств, с тем чтобы эта система «приблизилась к лучшим международным образцам». За образец министр взял следующие параметры: предоставление кредитов под ставку не более 10% годовых на срок не менее 8--10 лет. Правда, глава Минтранса не разъяснил, как приблизить стоимость российских кредитных ресурсов к лучшим международным показателям.

Михаил КУКУШКИН