|
|
N°210, 15 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Выбор аудитора Центробанка затягивается
Думская комиссия, на плечи которой возложена ответственная миссия по выбору аудитора для главного банка страны, должна была собраться на этой неделе. Но заседание, намеченное на вторник, так и не состоялось. В комиссии задержку объясняют необходимостью внесения поправок в недавно принятый закон «Об аудите». Если этого не сделать, иностранные претенденты не смогут продолжить гонку за право проверять отчетность ЦБ. Впрочем, у участников конкурса хватает других поводов для беспокойства.
Претендентов на аудит Банка России за 2001 год осталось шестеро: три российские компании -- «Юникон/МС Консультационная группа», ФБК, «Росэкспертиза», и три западные -- PricewaterhouseCoopers (PWC), Arthur Andersen, Deloitte&Touche.
В ходе предвыборной борьбы выяснилось, что новый закон «Об аудите», вступивший в силу в сентябре, запрещает компаниям с иностранным участием проводить аудит организаций, финансовая документация которых содержит государственную тайну (Центробанк -- в их числе). Иностранцы заволновались. Депутаты -- их сторонники предложили внести в закон соответствующую поправку. Однако нижняя палата ее до сих пор не рассмотрела. Впрочем, наблюдатели не склонны драматизировать ситуацию и полагают, что об отсечении иностранцев речи не идет. «Если Геращенко (глава Центробанка. -- Ред.) и депутаты молчат, значит, все идет нормально», -- сказал нашему корреспонденту представитель одной из российских компаний -- участников конкурса, пожелавший остаться неназванным.
По словам источника газеты «Время новостей» в Госдуме, поправка уже внесена, а ее рассмотрение в первом чтении запланировано на следующую неделю. Зампред банковского комитета нижней палаты Мартин Шаккум сообщил нам, что комиссия по выбору аудитора ЦБ соберется сразу после первого чтения поправки.
Впрочем, волнения претендентов на этом не кончились. У жюри может появиться повод для отсева некоторых участников не только по территориальным признакам. По крайней мере двух из них -- ФБК и Andersen. По данным ЦБ, у этих компаний недавно истек срок действия лицензий на проведение банковского аудита, а получить новые не у кого.
До недавних пор для проверки отчетности банков, страховых компаний, инвестиционных фондов требовались отдельные лицензии. С остальными хозяйствующими субъектами аудиторы работали на основании лицензии на общий аудит. Банковским аудиторам лицензии выдавал ЦБ, остальным -- Минфин. Теперь ситуация изменилась. Все тот же закон «Об аудите» передал эти функции единому уполномоченному федеральному органу. Но такой структуры пока не существует. Вероятно, ее создание власти отложили до вступления в силу в феврале будущего года закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Между тем Центробанк сложил с себя полномочия и прекратил выдачу лицензий. «Мы крайне обеспокоены: ЦБ возвращает компаниям документы на продление лицензии, и они не раз обращались к нам с просьбой посодействовать», -- сетует президент Института профессиональных аудиторов России Дарья Долотенкова.
Аудиторы удивлены поведением ЦБ. «Новый закон «Об аудите» не содержит такого понятия, как «банковский аудит». Он предусматривает выдачу лицензии на аудиторскую деятельность вообще, -- говорит заместитель гендиректора компании ФБК Алексей Терехов. -- В этом случае банковским аудитом могут заняться более трех тысяч компаний (сейчас с банками работают полторы сотни аудиторов. -- Ред.)».
Впрочем, по словам источника газеты «Время новостей» в думской комиссии, депутаты сейчас заняты другими проблемами. Им сначала предстоит решить, сколько компаний следует привлечь для проверки -- одну или две, и будет это западная или российская фирма.
«Идеального решения не существует, -- считает партнер «Юникон/МС» Александр Веренков. -- Думаю, что аудит ЦБ надо разделить: международным займется иностранная компания с мировым признанием, российским -- отечественная фирма. Использовать же двух аудиторов в одной работе нецелесообразно». По мнению г-на Шаккума, аудит ЦБ должны проводить либо западная и российская компании, либо только российская. «Качество наших аудиторов ничуть не хуже, -- сказал он газете «Время новостей. -- А исключение их из аудита ЦБ -- это дискриминация».
Елена МЯЗИНА