|
|
N°204, 07 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Саддама Хусейна казнят в начале 2007 года»
Адвокаты Саддама Хусейна будут подавать на апелляцию, но у них уже не осталось надежд спасти своего клиента. Об этом обозревателю «Времени новостей» Елене СУПОНИНОЙ рассказал Наджиб АН-НУАЙМИ, главный международный адвокат бывшего иракского лидера, экс-министр юстиции арабского государства Катар.
-- Можете ли вы как-то смягчить приговор, подав апелляцию?
-- Это окончательный приговор Высшего уголовного трибунала. Трибунал этот незаконен, а потому и приговор тоже незаконен.
-- Почему?
-- Потому что фактически Ирак оккупирован. Да и судили Саддама не обычным судом, не по иракским законам, а специальным трибуналом, созданным на основании особого закона №10. Этот закон из серии тех, что написала американская администрация во главе с Полом Бремером (американский дипломат, бывший сразу после оккупации 2003 года спецпредставителем президента Буша в Ираке, а потом главой Временной коалиционной администрации. -- Ред.). Согласно закону подсудимые и их адвокаты могут подать апелляцию. Но не в обычную апелляционную палату, а в специальную апелляционную комиссию при Высшем уголовном трибунале. В этой комиссии заседают те же судьи, что и в самом трибунале! Те самые, которые вынесли смертный приговор! Хотя такого не должно быть и нигде нет. Эти судьи решат, принимать апелляцию или нет.
-- Когда же казнят экс-президента Ирака?
-- Скорее всего, в январе-феврале 2007 года.
-- Почему в эти сроки?
-- Потому что этот процесс политизирован. Начало 2007 года -- максимальный срок, до которого будут оставаться в Ираке американские войска. Казнь Саддама им нельзя будет откладывать на более поздний срок.
-- Таким образом, приговор окончательный?
-- Скорее всего, да. Думаю, у нас нет шансов. Но мы все-таки подадим апелляцию. На это у нас есть месяц начиная со дня вынесения приговора, 5 ноября. Теоретически же можно допустить, что наша апелляция будет принята. Они могут пойти на эту тактическую уловку. Ведь мы в подаваемом документе перечислим все недостатки процесса, все юридические несоответствия. Так, где это видано, чтобы не велась стенограмма судебных заседаний, как это принято! А здесь стенограммы не было. Они говорят: кое-какие заседания транслировались по телевидению, вот возьмите эти пленки и делайте себе стенограммы, если вам надо. Это они так издеваются над нами.
Предположу, однако, что они могут смягчить приговор Аваду аль-Бандару, заменив казнь через повешение на пожизненное заключение. (Авад аль-Бандар -- экс-глава Революционного трибунала Ирака. -- Ред.). Но при этом подтвердят смертный приговор Саддаму Хусейну и Барзану ат-Тикрити (сводный брат Саддама, глава его разведки. -- Ред.). Такой сценарий возможен, чтобы продемонстрировать: мол, проявили справедливость.
-- Сколько времени у судей на рассмотрение апелляции?
-- Они не ограничены во времени. Неделя, год, два года. Все возможно.
-- Саддам был готов к такому приговору?
-- Да. Я ему сказал заранее: «Вас приговорят к смертной казни».
-- Что он ответил?
-- Он сказал, что его это не волнует: «Пускай казнят, без проблем». Единственным его пожеланием было, чтобы его не повесили, а расстреляли. Он же военный человек.
-- Но его приговорили к повешению. Честно говоря, я особой разницы не чувствую: повесят или расстреляют -- все равно результат один...
-- Разница есть. Военные в арабском мире эту разницу чувствуют. Повешение для военного -- большое унижение. Похоже, Саддама хотят не только наказать, но и унизить. Вешают воров, насильников, разбойников. Осужденных военных расстреливают. Мы проводили закрытое совещание с судьями, просили удовлетворить просьбу Саддама. Будем просить еще.
-- Вы надеетесь на удовлетворение этой просьбы?
-- Сильно сомневаюсь. За ними стоят мощные силы. Вообще же это американский суд, не иракский. Иракский он только с виду.
-- Судебный процесс продолжится по другим делам. Вы будете защищать подсудимого и дальше?
-- Для Саддама уже все решено и все ясно. Его казнят. Поэтому я решил ограничиться защитой экс-президента Ирака только по делу деревни Дуджейль (некоторые ее жители были казнены или посажены в тюрьму за то, что в 1982 году кто-то из них предпринял попытку убить проезжавшего в том районе Саддама. -- Ред.). Других подсудимых ждут более суровые приговоры. Есть судебное дело «Аль-Анфаль» («Трофеи», военная операция в 1980-х против курдского населения Ирака. -- Ред.), дело «О торговцах» (о выносившихся при Саддаме суровых приговорах, вплоть до казней, спекулянтам и контрабандистам. -- Ред.), дело «Восстание» (о подавлении шиитского восстания в 1991 году. -- Ред.).
-- Что может измениться для других подсудимых?
-- Например, бывший вице-президент Ирака Таха Ясин Рамадан на этом процессе получил пожизненное заключение. Но по другим делам он может быть приговорен к смертной казни. По другим делам пройдет и бывший вице-премьер Тарик Азиз.
-- Тарика Азиза, хорошо знакомого российским политикам и бизнесменам, тоже казнят?
-- Скорее всего. У меня сложилось впечатление, что предполагается казнить всю верхушку бывшего иракского руководства.
|