|
|
N°204, 07 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Казнить нельзя, помиловать нельзя
Европа хочет живого Саддама. Вашингтон согласен и на мертвого
Приговоренный к смерти Саддам Хусейн, возможно, был несколько оскорблен тем, как видные международные ньюсмейкеры отреагировали на суровый приговор иракского суда. Дело в том, что судьба экс-диктатора мало кого взволновала. Большинство европейских лидеров, наоборот, сочли более важным упомянуть о том, что они принципиально против смертной казни как таковой, пусть даже казнить приходится столь ужасного супостата, как этот бывший азиатский тиран. Таким образом, вопрос о том, справедлив ли вердикт в отношении свергнутого властителя крупной азиатской страны, фактически отошел на второй план.
Председательствующая в ЕС Финляндия, которая обязана выражать официальную точку зрения Единой Европы, выступила со следующим заявлением: «Европейский союз неоднократно осуждал систематические, широкомасштабные и исключительно тяжкие нарушения прав человека и международного гуманитарного законодательства, совершавшиеся при режиме Саддама Хусейна». Тем не менее далее последовала неизбежная для Старого Света оговорка: «ЕС выступает против смертной казни в любых случаях и при любых обстоятельствах, она не должна применяться и в этом деле».
Британский премьер Тони Блэр вчера похвалил иракскую юриспруденцию, отметив, что суд над Саддамом «дал возможность еще раз увидеть то, что творилось в Ираке ранее: жестокость, тиранию, сотни тысяч убитых людей, военные действия». Однако смертная казнь для Лондона неприемлема, «будь это Саддам или кто-либо еще».
«Саддам Хусейн, как и любой другой гражданин и политический лидер, должен отвечать за свои действия, за то, что он делал во время своего правления, -- заявил испанский премьер Хосе Луис Сапатеро. -- Но давно известно, что Евросоюз не поддерживает смертную казнь». В этом европейцы действительно последовательны: местная прокуратура, ведущая расследование дела о терактах в мадридских электричках, происшедших 11 марта 2004 года, вчера объявила, что потребует посадить 29 обвиняемых в общей сложности на 230 тыс. лет. Несмотря на очевидную неисполнимость подобных приговоров, о смертной казни речь даже не заходит.
Единогласную позицию европейцев поддержала и католическая церковь. Глава ватиканского Совета справедливости и мира кардинал Ренато Мартино назвал применение смертной казни через повешение «несправедливой акцией мщения». «Наказание за преступление при помощи другого преступления (а именно этим является убийство из мести) означало бы, что мы до сих пор требуем око за око и зуб за зуб», -- заявил иерарх агентству АНСА. Напомнив пастве о том, что эта ветхозаветная логика устарела, кардинал посетовал, что «к несчастью, Ирак -- это одна из тех немногих стран, где до сих пор не сделан цивилизованный выбор в пользу отказа от смертной казни». Про месть говорил и председатель ПАСЕ Рене ван дер Линден, назвавший вердикт «опасным сигналом для региона, свидетельствующим о том, что отношения в новом Ираке строятся скорее на мести, чем на уважении общечеловеческих ценностей». Он призвал власти Ирака не приводить смертный приговор в исполнение.
А вот власти Америки, где к смертной казни относятся без старосветского пафоса, напротив, решение суда приветствовали. Президент США Джордж Буш назвал процесс над Саддамом этапным событием на пути иракского народа, старающегося «заменить власть тирана властью закона». Он считает, что этот приговор стал важным достижением для молодой демократии и конституционного правительства Ирака. Однако, как полагает американский лидер, Ираку еще предстоит проделать большую работу, чтобы построить общество, где обеспечивалось бы равенство всех перед лицом закона и предоставлялась защита всем гражданам.
Владимир ДЗАГУТО