|
|
N°204, 07 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рахмонов на полпути
14 лет у власти позади, впереди еще 14
Хотя предварительные результаты прошедших вчера в Таджикистане президентских выборов будут оглашены сегодня, имя победителя уже давно известно. Это президент страны Эмомали Шарипович Рахмонов, находящийся у власти в Таджикистане ровно 14 лет, с ноября 1992 года. Тогда, на состоявшейся вдали от столицы, под Худжандом (Душанбе находился в руках исламо-демократической таджикской оппозиции), сессии Верховного совета республики предыдущий президент Рахмон Набиев вынужден был уйти в отставку. Президентский пост был упразднен, спикером парламента был избран проработавший несколько недель председателем Кулябского облисполкома, а перед тем директором совхоза Эмомали Рахмонов.
Через два года, в 1994 году институт президентства был восстановлен, проведены выборы, и Рахмонов стал президентом в первый раз. К следующим выборам главы государства 1999 года в конституцию Таджикистана была внесена поправка, увеличивавшая срок президентских полномочий с пяти до семи лет, но ограничивавшая число этих сроков для одного человека до одного. Рахмонов победил на вторых своих выборах. Спустя пять лет, в 2003 году, конституция снова была изменена -- теперь один человек мог править страной два семилетних срока. Было снято и возрастное ограничение в 65 лет для действующего президента. То, что все эти поправки делались под конкретную персону, г-на Рахмонова, ни для кого секрета не представляло.
Вчера 54-летний Рахмонов стал президентом в третий раз и через семь лет, в 2013 году, сможет баллотироваться еще раз, поскольку нынешний срок будет считаться первым по измененной три года назад конституции. Если все сложится для него удачно, то г-н Рахмонов получит возможность остаться у власти в Таджикистане до 2020 года.
На вчерашних выборах у Рахмонова было четыре соперника -- коммунист, аграрий, социалист и сторонник экономических реформ. Их имена мало кому известны даже в Таджикистане. Все те, кто мог составлять конкуренцию президенту, либо в тюрьмах, либо в бегах, либо получили убедительные уведомления о неуместности подобной активности. Да и большинству самих таджиков эти выборы не интересны. Уставшие от кровопролитной гражданской войны середины 90-х годов, преисполненные апатии, они привыкли к жизни при Рахмонове и опасаются перемен.
Единственная интрига -- это количество голосов, поданных за Рахмонова. По сведениям «Времени новостей», полученным из источников в ЦИК Таджикистана, его председатель Мирзоали Болтуев накануне голосования больше всего был озабочен традиционным «соревнованием» на местах при подведении итогов -- избирательные комиссии стремятся показать лучшие, чем у соседей, результаты поддержки президента. Однако общее число проголосовавших за Рахмонова не должно превышать 80%, чтобы не возникло несоответствие с числом подписей, собранных за каждого из четырех его соперников накануне выборов. Эти потенциальные избиратели должны отнять у Рахмонова около 20% голосов. Согласовать же свои действия с самим президентом либо с его окружением председатель ЦИК не решился, -- как утверждают наши источники, опасаясь «высочайшего» гнева...
Аркадий ДУБНОВ