|
|
N°204, 07 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Великая нефтяная стена
Россия превращается в сырьевой придаток Китая
Уже не первый год осенью значительная часть российских правительственных чиновников -- из Белого дома, министерств, федеральных служб и агентств -- перемещается в Китай, чтобы обсудить вопросы двустороннего сотрудничества, подписать межправительственные соглашения. В этом году, как и в два предыдущих, первым десантировался в Поднебесную вице-премьер Александр Жуков. Вчера вместе с членом Госсовета КНР Чэнь Чжили он провел заседание российско-китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству.
Сегодня с заместителем премьера Госсовета КНР У И г-ну Жукову предстоит завершить подготовку очередной -- уже одиннадцатой -- встречи глав правительств двух стран. Михаил Фрадков прибывает в Китай в четверг. Правда, цель его визита заключается не только в проведении межправительственных переговоров: в паре с китайским коллегой Вэнь Цзябао он объявит о завершении Года России в Китае, открытого в ходе мартовского приезда в Пекин президента Владимира Путина.
Стороны активно демонстрируют удовлетворение количеством и качеством проведенных в рамках «года» мероприятий. Их проведено более 250, начиная с крупных инвестиционных форумов, выставок, выступлений артистов, заканчивая автопробегом по российским городам представителей ведущих китайских СМИ и российско-китайской конференции офтальмологов.
«Год отмечен беспрецедентным уровнем сотрудничества в гуманитарной сфере», -- заявил вчера г-н Жуков на пресс-конференции в Пекине, отметив, что две трети мероприятий в рамках Года России в Китае пришлись именно на гуманитарную сферу.
Однако положительный настрой, вызванный успешным проведением Года России в Китае (к слову, 2007-й станет Годом Китая в России), вряд ли сможет изменить противоречивое отношение российской стороны к тому, как развивается торгово-экономическое взаимодействие двух стран. Формально с ростом товарооборота все в порядке. Его темпы впечатляют, однако структура, а также расхождения в статистических данных российской и китайской сторон вызывают если не опасения, то много вопросов.
Еще два года назад лидеры двух стран поставили задачу утроить российско-китайский товарооборот к 2010 году, то есть довести его до 60 млрд долл. в год (сейчас речь идет уже о 80 млрд долл., ряд экспертов предполагает, что товарооборот вполне может вырасти и до 95 млрд долл.). При этом Владимир Путин подчеркивал, что увеличиваться он должен прежде всего за счет наращивания экспорта российской машинно-технической продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью, а также высоких технологий.
Михаил Фрадков в ходе прошлогоднего визита в Пекин также настаивал: «Главная задача -- обеспечить экспорт машинно-технической продукции в Китай. Здесь емкий рынок, спрос, который может быть обеспечен нашим качеством, нашей ценой». А в сентябре в ходе встречи с китайскими коллегами в Санкт-Петербурге о желании России увеличить экспорт в Китай машин, горного и медицинского оборудования говорил уже глава Минэкономразвития Герман Греф. (Министр сегодня также прилетает в Китай, в частности, для участия в открытии Российской национальной выставки и российско-китайском инвестиционном форуме.)
Однако хотеть не значит сделать: статистические данные свидетельствуют -- доля машинно-технической продукции в российских поставках в Китай в последние годы не только не растет, а неуклонно снижается, сырьевая же растет. Если не считать военной техники, то, похоже, помимо гражданских самолетов (контракт на поставку пяти грузовых Ту-204-120 заключен в 2001 году, к концу года ожидается прибытие в Поднебесную первых двух машин) и энергетического оборудования России похвастаться нечем. Да и объемы этих поставок общую картину товарооборота изменить никак не могут. То есть по структуре торговли Россия превращается в сырьевой придаток не только наиболее развитых стран Запада, но и бурно развивающихся государств Востока, в данном случае Китая.
Доказательства -- в статистике. В товарной структуре российского экспорта в 2005 году и особенно в январе--августе 2006 года явно усиливается тенденция к увеличению удельного веса сырьевых товаров и продукции первичного передела. Так, если в 2004 году доля таких товарных групп, как «минеральное топливо», «древесина», «удобрения», «рыба и морепродукты», «черные и цветные металлы», «целлюлоза», «руды», составляла 84,2%, то в 2005 году этот показатель вырос до 88,7%, а в январе--августе 2006 года -- уже до 90,4%.
Особенно быстро возрастал экспорт сырой нефти: в физических объемах поставки за 2005 год увеличились на 18,6% (или до 12,8 млн тонн), в стоимостных показателях -- на 68,8% (до 4,96 млрд долл.). За январь--август 2006 года поставки сырой нефти увеличились еще почти на 39%. По поставкам сырой нефти Россия сейчас занимает четвертое место после Саудовской Аравии, Анголы, Ирана.
При этом поставки в Китай по товарной группе «машины и оборудование» снизились в прошлом году на 43,4% (до 328,35 млн долл.), или до 2,1% совокупного экспорта России в Китай (против 4,8% по итогам 2004 года и 12,9% -- 2003-го). Напротив, импорт из Китая машин и оборудования вырос более чем на 70%, в 16 раз превысив объемы российского экспорта продукции данной группы.
В январе-августе 2006 года тенденция сохранялась: поставки в Китай российских машин и оборудования сократились еще почти на 42%, их доля уменьшилась уже до 1,3% совокупного экспорта России в Китай (похоже, предполагаемое строительство нефтепровода и газопровода в Поднебесную сведет показатели экспорта технической продукции, что называется, до уровня «статистической погрешности»). А вот импорт из Китая машин и оборудования вновь вырос, на этот раз на 61%. Его объемы превышают российский экспорт уже раз в тридцать(!). Среди наиболее быстрорастущих позиций китайского импорта в Россию -- автомобили (рост в 2005 году в полтора раза, в январе--августе этого года еще более чем на четверть).
Впрочем, Александр Жуков, судя по всему, видит свет в конце тоннеля. В интервью Интерфаксу перед визитом он отметил, что «за минувший год наметились пусть небольшие, но реальные позитивные подвижки». В качестве примеров он привел прорабатываемый контракт между ОАО «Силовые машины» и китайскими компаниями на поставку энергетического оборудования для ТЭС «Вэйцзямао», переговоры о возможности новых поставок российских самолетов Ту-204-120 (сверх уже законтрактованных пяти самолетов. -- Ред.), а также авиационных двигателей. Между тем в ходе вчерашней пресс-конференции г-н Жуков рассказал об еще одном перспективном сотрудничестве в области гражданской авиации -- создании большегрузного транспортного самолета. По его словам, этот проект он предполагает обсудить сегодня в ходе переговоров с китайским коллегой У И.
Что касается расхождений в официальных данных России и Китая об объемах товарооборота, то они впечатляют. По данным Федеральной таможенной службы РФ, объем российско-китайской торговли составил 20,3 млрд долл., в том числе экспорт -- 13,05 млрд долл., импорт -- 7,25 млрд. долл. В то же время таможенная статистика КНР свидетельствует, что в прошлом году страны наторговали на 29,1 млрд долл. (рост на 37,7%). Экспорт России в Китай -- 15,89 млрд долл. (+31%), импорт -- 13,21 млрд долл. (+45,2%). По словам Германа Грефа, за первые шесть месяцев этого года расхождения в оценках товарооборота составили 4 млрд долл.
Стороны признают, что расхождения в таможенной статистике свидетельствуют о больших масштабах «серого» импорта и экспорта. Доказывает такую точку зрения то, что наибольшие расхождения зафиксированы по трикотажной одежде, обуви, изделиям из кожи, меховым изделиям. Так, за восемь месяцев этого года по трикотажу данные таможенников Китая и России составили соответственно 1,2 млрд долл. и 130 млн долл., то есть разрыв более чем в девять раз. По изделиям из кожи разница примерно аналогичная: китайские данные -- 549,9 млн долл., российские -- 63,3 млн долл. Российская таможенная статистика, судя по всему, занижает и объемы поставок в Китай рыбы и морепродуктов. По крайней мере, именно по этой позиции российского экспорта расхождения с китайскими данными наиболее заметны. По данным Государственного таможенного комитета Китая, за восемь месяцев этого года ввоз в Поднебесную рыбы и морепродуктов составил 761,8 млн долл., по данным ФТС, -- всего 80,79 млн долл. Добавим, что вопрос улучшения взаимодействия таможенных служб России и Китая традиционно значится в повестке межправительственных переговоров в Пекине.
Михаил ВОРОБЬЕВ, Пекин