Время новостей
     N°203, 03 ноября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.11.2006
Штрафная шпрота
«Роспотребнадзор» решил очистить московские прилавки от консервов из Латвии
Латвийские шпроты официально оказались в России «под колпаком»: вчера «Роспотребнадзор» с чувством выполненного долга констатировал, что на прилавках столичных магазинов обнаружены целые партии консервов, не удовлетворяющих отечественным санитарным нормативам.

Исследования, проведенные знатными экспертами ведомства Геннадия Онищенко, выявили в них превышение содержания бензопирена -- канцерогена, образуемого при копчении рыбы и мяса. Причем, судя по опубликованному вчера сообщению санитарного ведомства, черный список латвийских шпротопроизводителей, в котором до недавнего времени было только две компании, пополнился целой группой заводов. Лабораторные исследования не прошли консервы производства ООО «Унда», ООО «Лицис 93», Колкского рыбоперерабатывающего цеха, «Колумбиа ЛТД», ООО «Улмес», АО «Вентспилсский рыбоконсервный комбинат», ООО «Гамма-А». По содержанию бензопирена шпроты этих компаний перекрыли предельно допустимые нормы от двух до десяти раз.

«Поскольку бензопирен -- химическое вещество, мы дали указание изъять из продажи данную продукцию», -- так прокомментировал произошедшее главный санитарный врач России Геннадий Онищенко. Его ведомство предписало супермаркетам торговых сетей «Перекресток», «Седьмой Континент», «Рамстор» срочно убрать с прилавков рыбные консервы из тех партий, в которых установлено превышение предельно допустимой концентрации канцерогена.

Москва стала вторым российским городом после Калининграда, где рыбные консервы из Латвии попали под запрет. В Калининградской области санитарные врачи тоже обнаружили полутора-двукратное превышение нормы по бензопирену в шпротах, после чего 20 октября «Россельхознадзор» временно запретил ввоз продукции двух латвийских предприятий -- «Гамма-А» и «Бривайс Вильнис». На долю первыми попавших в черный список двух латвийских компаний, по некоторым сведениям, приходилось до трети поставляемых в Россию рыбных консервов. Поэтому неудивительно, что директор «Бривайс Вильнис» Арнольд Бабрис утверждал: «Повышенный интерес «Россельхознадзора» к нашей продукции вызван только конкуренцией». По его словам, такое вещество, как бензопирен, всегда образуется при жарке и копчении мясных и рыбных продуктов, в том числе и, например, при приготовлении шашлыка. А его неизбежное присутствие оставляет возможность манипуляций нормами.

Теперь, когда список проштрафившихся компаний существенно увеличился, а шпроты из Латвии вызывают у санитарных врачей и торговых инспекторов почти такую же реакцию, как в свое время грузинское и молдавское вино, можно предположить, что дело не только в конкуренции. Шпроты из Прибалтики неуклонно исчезают с прилавков даже в процессе банального «мониторинга», организованного «Роспотребнадзором». Правда, г-н Онищенко категорически отрицает намерение российских санитарных властей полностью запретить продажу латвийских рыбных консервов в нашей стране и уверяет, что «речь идет только о конкретных партиях».

Примечательно, что производителям шпрот сегодня приходится вести борьбу сразу на двух фронтах -- в России и Европе. Еще до усиления контроля за рыбными консервами в нашей стране Латвия получила несколько предупреждений, касающихся содержания в шпротах бензопирена, из Германии, Словакии и Эстонии. Более того, по некоторым сведениям, в запасе у Евросоюза имеется более радикальная мера: вообще запретить латвийским рыбакам традиционный способ копчения шпрот. Классическая технология предполагает копчение рыбы живым дымом, который и содержит продукты сгорания. В последнее время в погоне за здоровым образом жизни в Европе пропагандируется обработка рыбы суррогатом -- специальным конденсатом без всякого огня и дыма. Однако приготовленный по такому рецепту эрзац не пользуется популярностью в России, где его находят безвкусным. А поскольку российский рынок для соседей оставался основным, прибалтийские производители вынуждены были ориентироваться в первую очередь на него.

Ирина БЕЛАШЕВА