Отечественные социологические службы в преддверии Дня народного единства, отмечаемого 4 ноября, по сложившейся уже традиции попытались выяснить отношение наших сограждан к новому празднику. Оказалось, что к замене седьмого ноября на четвертое большинство россиян относится либо скептически, либо негативно. Похоже, что для широких народных масс эта памятная дата еще не стала привычной. И большая часть населения так и не готова отмечать его как полноценный праздничный день.
Идея сместить дополнительный ноябрьский выходной с коммунистической памятной даты на «более общенародную» начала активно обсуждаться в 2004 году и уже тогда вызвала большие споры. Но реформу праздничных дней поддержали парламент и президент. Поэтому уже в прошлом, 2005 году, мы впервые официально отмечали не 88-летие Октябрьской революции, а 393-летие со дня освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков.
Правда, в силу того, что патриотичные реформаторы явно были не слишком сильны в календарных расчетах и не смогли грамотно перевести даты юлианского календаря в григорианский, с праздничным днем вышла промашка. Годовщина входа ополченцев Минина и Пожарского и казаков Трубецкого в Китай-город в наше время приходится на 1 ноября, однако всенародный выходной был назначен на 4 ноября, когда это событие под названием праздник Казанской иконы Божьей Матери отмечает Русская православная церковь, так и не отказавшаяся от юлианского летосчисления
(подробнее об этой ошибке см. Номер 203 за 4 ноября 2004 года).
Кроме того, ноябрьский праздничный день был приурочен к дате, которую современное общество помнит очень плохо. При советской власти перипетии Смутного времени, завершившиеся воцарением Романовых, не входили в число наиважнейших событий официального календаря. Более того, ополчение гражданина Минина и князя Пожарского в табели о рангах главнейших вооруженных столкновений российской истории занимало в лучшем случае пятое место -- после Великой Отечественной и Гражданской войн ХХ века, Отечественной войны 1812 года и Куликовской битвы 1380 года. Так что объявление взятия Китай-города Днем народного единства явно застало россиян врасплох и скорее ошеломило, чем обрадовало.
Наиболее жестко предпраздничный вопрос ставил Аналитический центр Юрия Левады, в лоб спросивший респондентов, знают ли те, что празднуется 4 ноября. Выяснилось, что 27% до сих пор полагают, что в этот день отмечается День согласия и примирения (последнее политкорректное название годовщины событий 1917 года). Хуже того, каждый двадцатый именно так и заявил: дескать, 4 ноября -- это День Октябрьской революции. Официальную версию названия помнит лишь пятая часть респондентов (еще 3% про народное единство не вспомнили, но упомянули про освобождение от польско-литовских интервентов). Наконец, 43% россиян вообще не смогли выдвинуть вразумительной версии по поводу 4 ноября.
ВЦИОМ не стал устраивать для респондентов викторину на знание государственных праздников. Опрашиваемым сразу сообщалась вводная «Вместо 7 ноября праздничным днем теперь является «День народного единства», отмечаемый 4 ноября в честь освобождения России от польско-литовских захватчиков». Лишь после осознания этого нетривиального факта наших сограждан просили высказать свое мнение по данному вопросу.
Мнения, как и положено в свободомыслящем обществе, разделились. Почти каждый пятый (19%) даже при четкой вводной ничего толком сказать социологам не смог, затруднившись с ответом. Около половины респондентов -- 47% -- относятся к смене праздников «скорее» либо «безусловно» отрицательно. Чуть более трети (34%) высказали положительные оценки.
При этом люди в зрелом и пожилом возрасте, как и следовало ожидать, оказались более консервативны и к реформе праздников относятся хуже, чем молодежь. К примеру, в категории «от 60 и старше» негативную оценку выражал 61% опрошенных, тогда как почти половина (48%) юных респондентов в возрасте от 18 до 24 лет поддержали отказ от примирения и согласия в пользу народного единства. Правда, среди молодежи крайне высок процент «затрудняющихся»: четверть всех опрошенных не смогли сформулировать собственную точку зрения (среди пожилых неопределившихся только 16%).
Еще более удивительные данные приводит фонд «Общественное мнение». Из данных его опросов можно сделать вывод, что перенос праздника с годовщины Октябрьской революции 1917 года на день иконы Казанской Божьей Матери со временем все меньше и меньше нравится народам Российской Федерации. В конце октября 2003 года, когда 7 ноября еще было праздничным днем, этот день считали «особым, важным, памятным» только 36% россиян, а более половины (56%) придерживались противоположной точки зрения. Но за прошедшее время мнение нашего общества проделало потрясающий кульбит: большинство населения ныне считает 7 ноября важным и особенным днем (54%), а за «не слишком значимую дату голосуют лишь 34%. Таким образом, реформа ноябрьских праздников произошла в тот самый момент, когда народная любовь к Дню согласия и примирения выходила на свой пик.