|
|
N°210, 15 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Отходы разгружают в Железногорске
Из Болгарии привезли наш уран
В Красноярский край в начале недели прибыл первый состав с облученным ядерным топливом (ОЯТ) из-за рубежа. 41 тонна диоксида урана поступила в хранилище Железногорского горно-химического комбината (ГХК) с болгарской атомной электростанции «Козлодуй». Схема доставки облученного топлива была крайне сложной. С АЭС его вывезли на машинах, затем перегрузили на баржи, которые по Дунаю доставили урановые сборки до ближайшей железнодорожной станции. Дальше заботу об ОЯТ взяли на себя специалисты Железногорского ГХК.
Литерный поезд пересек три границы под усиленной охраной и в обстановке строжайшей секретности. Состав передвигался только днем, ночью его ставили на «прикол». Никто из людей, сопровождавших специальный состав, из вагонов не выходил до самого Железногорска. Благодаря этим мерам предосторожности за все время следования «ядерного» поезда не произошло ни одного инцидента -- ни террористы, ни «зеленые» не беспокоили. Сейчас в Железногорске идет разгрузка спецвагонов. До конца недели все облученное ядерное топливо окажется в хранилище ГХК.
Случившееся вызвало бурную реакцию в российском отделении «Гринписа». «Зеленые» даже провели акцию протеста у стен Минатома. Один из координаторов заявил, что доставка болгарского ОЯТ на хранение в Россию нарушает массу законов нашей страны. Однако, как оказалось, «зеленые» либо не знали, либо сознательно скрывали истину. Дело в том, что атомную станцию «Козлодуй» строили российские специалисты по российским чертежам. Урановые сборки для болгарской АЭС до сих пор поставляет наша страна. В соответствии с межправительственным договором между Россией и Болгарией, а также международной практикой ОЯТ всегда отправляют в ту страну, где топливо было куплено.
В Сибири облученные урановые сборки будут хранить в дистиллированной воде с замкнутым циклом в металлических контейнерах из специального сплава. За все время существования хранилища Железногорского ГХК, заполненного только на 40%, не произошло ни одного инцидента. Через несколько лет истекает установленный 30-летний срок хранения самых первых партий ОЯТ. Предполагалось, что в 2010 г. здесь будет построено «сухое» хранилище. Однако денег на реализацию этого дорогостоящего проекта (речь идет о почти миллиарде долларов) так и не нашли. Около года тому назад Минатом предложил построить в Железногорске модульное «сухое» хранилище за счет иностранных инвесторов, но при этом Россия должна была принять 20 тысяч тонн ОЯТ из-за рубежа. Такое решение дало бы возможность утилизировать и собственно российские отходы. Несмотря на бурные протесты экологов, Госдума утвердила необходимый пакет законов, однако специалисты утверждают, что пройдет несколько лет, прежде чем Россия действительно сможет принимать ОЯТ из других стран.
Впрочем, Минатому еще предстоит преодолеть общественное мнение в Красноярском крае, жители которого категорически против ввоза на территорию этого региона облученного топлива из-за рубежа. В случае необходимости «зеленым» не составит труда организовать здесь массовые акции протеста или гражданского неповиновения.
Александр МАКАРОВ, Красноярск