|
|
N°203, 03 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Представление об алмазе
«Кристалл» не войдет в состав АЛРОСА
Смоленский «Кристалл» останется в госсобственности и не войдет в состав АЛРОСА в качестве взноса государства за увеличение своей доли в холдинге до контрольной. Об этом сообщил вчера глава смоленского предприятия Максим Шкадов. «Фактически это уже вопрос решенный, государство ограничится внесением «Якуталмаза» в уставный капитал АЛРОСА, «Кристалл» же останется 100-процентно государственным, стратегическим предприятием», -- сказал он. Компания тем временем запустила новую услугу -- торговлю ограненными алмазами через Интернет.
Как известно, акции «Кристалла» назывались в качестве возможного инструмента оплаты дополнительной эмиссии акций АЛРОСА, выкуп которой позволил бы государству увеличить свою долю в алмазодобывающей компании до контрольной (сейчас «Росимуществу» принадлежит около 37%). Решение об увеличении доли государства правительство приняло в прошлом году. Главы Минфина, Минэкономразвития и правительства Якутии подписали протокол «О защите государственной собственности в алмазно-бриллиантовом комплексе Республики Саха (Якутия)», который определял основные этапы увеличения госдоли в уставном капитале АЛРОСА. Среди прочего документ предусматривал возможность оплаты государством акций допэмиссии АЛРОСА акциями принадлежащих ему предприятий, в том числе «Кристалла», «Алмазного мира» и Приокского завода цветных металлов. Однако основным средством оплаты всегда называлось внесение в уставный капитал компании имущественного комплекса «Якуталмаза», на базе которого и была создана компания в 1992 году. Но после проведения оценки этого предприятия администрация Якутии предложила условия, не устраивающие государство. Дело теперь в Высшем арбитражном суде, очередное слушание назначено на 4 декабря. На днях на встрече в МЭРТ глава Якутии Вячеслав Штыров, министр экономики Герман Греф, министр финансов Алексей Кудрин и глава «Росимущества» Валерий Назаров заявили, что договорились к этой дате окончательно согласовать условия мирового соглашения.
На «Кристалле» неоднозначно относятся к тому, что предприятие в итоге не сольется с АЛРОСА. «В этом могли быть и свои плюсы», -- рассуждал вчера г-н Шкадов. Так, полагает он, заводу было бы выгодно напрямую получать сырье от АЛРОСА, а у компании было бы собственное производство по переделу сырья, причем с готовыми рынками сбыта. Сейчас более 97% продукции «Кристалла» идет на экспорт, у него налажена собственная сбытовая деятельность через дилерские центры в городах, традиционно занимающихся торговлей алмазами -- Антверпене, Тель-Авиве, Гонконге и других.
Пока же «Кристалл» намерен расширять свое присутствие на внутреннем рынке, развитие которого считает перспективным. На интернет-сайте компании теперь есть возможность заказать и купить бриллианты, производимые на предприятии с доставкой по России. При этом доставка будет осуществляться через ФГУП «Государственный центр специализированной связи», услугами которого пользуются госхранилища. Сайт будет работать как для частных, так и для юридических лиц -- оптовых заказчиков. Последние, судя по всему, будут основными клиентами «Кристалла».
Именно они и должны стать катализатором роста объема продаж на внутреннем рынке. Ведь кроме программы торгов в режиме онлайн «Кристалл» разработал программу толлинга, которая позволит передавать предприятию на обработку давальческое сырье, что, по мнению руководства компании, послужит толчком к развитию ювелирного бизнеса России в целом. «За последнее время в России появилось много небольших компаний с лицензией на использование алмазов в работе, ювелирном производстве, -- говорил г-н Шкадов. -- При этом у них нет достаточных навыков, оборудования, инструментов для самостоятельного производства качественных алмазов, мы же им можем предложить несколько видов сервиса». В частности, «Кристалл» предлагает выкупать часть переработанной продукции из давальческого сырья.
Вместе с тем в компании осознают, что российский покупатель консервативен, и не рассчитывают на быстрый рост продаж через Интернет. В России предприятие продает лишь порядка 3% от общего объема производства. «Не думаю, что благодаря продажам через Интернет эта доля намного увеличится, -- говорит г-н Шкадов, -- но уверен, определенная ниша возникнет. Задача пока не столько в увеличении объема продаж, сколько в том, чтобы сформировать (на внутреннем рынке. -- Ред.) представление об алмазах как о товаре».
Анна ЛАНДЕР