«Говорят, что народ не ошибается. Неверно, ошибается», -- эти слова прозвучали вчера на митинге киргизской оппозиции в самом центре Бишкека. Выступал один из оппозиционных депутатов, Муратбек Мукашев. «Это киргизский народ ошибся, отдав в 2005 году больше 90% голосов на президентских выборах за Курманбека Бакиева, -- говорил депутат. -- Он обманул наши ожидания и должен уйти в отставку!» Тот самый народ, который вчера ошибся, сегодня бурно рукоплескал. Признавал ли народ свою ошибку, сказать трудно: на таких митингах принято рукоплескать каждому оратору.
Митинг начинался бурно. Один за другим к микрофону подходили депутаты, лидеры движения «За реформы!». Бывший спикер парламента Омурбек Текебаев обещал народу, что останется с ним и никуда не уйдет. Он рассказывал о том, каким лжецом оказался президент, еще накануне обещавший, что 2 ноября он внесет в парламент проект конституции
(см. Номер 202 за 02 ноября), а теперь обещающий сделать это 6 ноября. Экс-спикер сокрушался, что, поменяв Акаева на Бакиева, страна не дождалась перемен, и доказывал, что никакие законы не помогут, если у власти в Киргизии будут такие руководители.
Депутат Кабай Карабеков вспомнил, как Киргизия «15 лет кормила семью предыдущего президента, Акаева, и теперь приходится кормить семью следующего, только гораздо более многочисленную».
Остальные депутаты говорили то же и почти теми же словами. В основном киргизскими. Когда один из них начал говорить по-русски, собравшиеся бурно запротестовали. Депутат тут же исправился и перешел на государственный язык. На площади его понимало абсолютное большинство. Дело в том, что здесь было мало горожан, столичных жителей, участники митинга прибыли в Бишкек в основном из пригородов, районов Чуйской области, там по-русски говорят плохо. Они стекались сюда, на площадь Ала-тоо, несколькими колоннами. Лозунги в их руках были решительными: «Облажался? Убирайся!», «Госконцерн «Бакиев», сыновья и братья», «Бакиев, кетсин! (долой)», «Хватит врать!», «Мы ждем перемен!», «Откуда у принца (сына Бакиева) 25 миллионов долларов?».
Запомнилось яркое выступление пожилого аксакала из Нарына: «Почему Бакиев все время ездит в свой Джалалабад (родной город президента на юге страны. --
Ред.), а у нас в Нарыне, на Иссык-Куле не появляется? Мы что, как нежеланные дети у него от нелюбимой второй жены?»
Среди митингующих выделялись солидного вида люди, офицеры милиции в форме, в основном полковники. Все в отставке. На шее -- красные шарфики, знак солидарности с оппозицией. Полковник Омурбек Джукешев рассказывает: «Нас здесь около 80 человек -- восемь генералов в отставке, остальные в звании не ниже подполковника». Все из Бишкека, из Чуйской области, то есть с севера Киргизии. Почему они здесь? «Да потому что нельзя дальше терпеть, как бакиевская семья ведет кадровую политику в МВД, всем руководит брат президента Джаныш, хоть и подал недавно в отставку с поста заместителя председателя службы нацбезопасности, он же на все важные посты ставит своих людей, с юга!»
В этот момент к аксакалам подходит и.о. министра внутренних дел Осмонали Гуронов. Увещевает, мол, нехорошо, что отставники поддерживают оппозицию. А коллеги ему отвечают, что им спасибо надо сказать, что пришли на площадь, больше порядка будет, они станут его гарантами. И.о. министра отходит. Он явно недоволен. У него есть и другие заботы. Утром вокруг площади расположились несколько сотен бойцов спецназа, доставленных накануне из Оша на самолетах. Правда, накануне г-н Гуронов опровергал сведения об этом, просочившиеся в прессу. Через пару часов спецназовцы демонстративно, в полной амуниции начали передислокацию на площади. Люди занервничали. Выяснилось, что начальство решило показать свой решительный настрой на пресечение провокаций.
Лидеры оппозиции заявили, что будут ждать выхода к митингующим президента и премьера. Но было понятно: реально на приход президента Бакиева никто здесь особенно не рассчитывал. Уж слишком разогрета ненавистью к нему толпа. В действительности на площади ждали премьера Феликса Кулова. Тем более накануне он заявлял, что в принципе поддерживает требования митингующих. Но премьер тоже не пришел. Лидеры оппозиции не скрывали разочарования. Один из них, бывший министр экономики куловского правительства Алмаз Атамбаев, подавший весной этого года в отставку, сказал вчера вечером журналистам, что «Кулову стоит подумать над этим...» Мол, этим премьер проявил неуважение к почти 50 тыс., собравшимся на митинг. Между строк читалось и другое: появись здесь Кулов, кто знает, не получил бы он снисхождение от оппозиции, а то и поддержку...
Озвученнае цифра в 50 тыс. митингующих озадачила. По расчетам автора этих строк, помнившего массовые митинги на Манежной площади в Москве времен перестройки, собиравшие действительно такие огромные массы людей, в Бишкеке на площади Ала-тоо было не больше 10 тысяч.
Впрочем, так ли уж это важно. Главное, что киргизская оппозиция доказала: она способна аккумулировать «энергию масс». Но что делать с ней дальше? Постоянно ее эксплуатировать, возбуждая «улицу» и требуя от власти перемен? А потом рассчитывать, что люди перестанут прибегать к такому способу давления на власть, если она окажется в руках нынешней оппозиции? На эти вопросы, заданные вчера «Временем новостей», экс-министр Атамбаев и экс-спикер Текебаев ответили, что эта власть другого языка не понимает, она постоянно обманывает народ. «А вдруг тандем (Бакиев-Кулов. --
Ред.) подаст в отставку, кто же возглавит страну?» Текебаев и Атамбаев переглянулись. Немного помедлив, ответил Атамбаев, мол, останется легитимный орган, парламент, он и решит. «Ну скажите же, что, наверное, вы и возглавите, Текебаев -- президент, Атамбаев -- премьер», -- не унимались журналисты. «Мы к власти не рвемся», -- скромно ответил экс-спикер.
«А почему нельзя было начать процедуру импичмента президенту, ведь это же легитимная процедура отрешения от должности сама по себе может быть средством давления на власть?» -- на этот вопрос корреспондента "Времени новостей" экс-спикер Текебаев ответил, что импичмент в киргизских условиях провести практически невозможно.
И вправду, условия здесь сложные. Например, они позволяют главе государства публично признаться в том, что он «не помнит точно, накладывал ли он недавно вето на депутатский законопроект о повышении минимальной заработной оплаты или не накладывал». Курманбек Бакиев делал такие признания в парламенте не далее как вчера, отвечая на вопрос автора законопроекта депутата Бабанова. А еще президент объяснял вчера депутатам, что не его это дело, бороться с коррупцией, для этого генпрокуратура есть.
Вчера поздним вечером дискуссия между оппозицией и властью продолжилась в прямом эфире киргизского телевидения. Власть представляли премьер Феликс Кулов и государственный секретарь Адахан Мадумаров, сам когда-то работавший телеведущим. Оппозицию -- экс-генпрокурор при Бакиеве, Азимбек Бекназаров, и еще три депутата. Президент и премьер вновь получили приглашение прийти на митинг, уже сегодня. Кулов ничего не обещал, но гарантировал, что «в отличие от Франции у нас митинг пройдет без эксцессов, а все возможные провокации будут жестко пресекаться». Отвергая претензии к тандему Бакиев--Кулов, что он не смог за полтора года справиться с клановостью и коррупцией в стране, г-н Кулов сказал: «Таких чудес не бывает». А «принятие за один день, 2 ноября, конституции», как этого ожидали оппозиционные депутаты, по мнению премьера, и вовсе было бы «преступлением».
Депутаты такие обвинения отвергли. Речь о другом, говорил г-н Бекназаров, «президент ведь уже второй год не держит слова, обещая представить свой проект конституции, так пусть хоть 6 ноября теперь сделает это, если обманул нас сегодня».
Чувствовалось, что участники дискуссии, кстати, говорившие, как правило, по-киргизски, очень хотели произвести впечатление на телезрителей. Кажется, лучше всего это удалось депутату Исе Омуркулову, главному «железнодорожнику» при Акаеве. Он поставил под сомнение высокую, почти 90-процентную поддержку Бакиева на прошлогодних президентских выборах: «Избиратели голосовали за тандем Бакиев--Кулов, значит, надо делить пополам, у Бакиева получится около 45%...» Депутат не шутил, кто же в такие, как утверждала вчера оппозиция, исторические моменты может себе это позволить.
...Минувшая ночь в Бишкеке начиналась спокойно, без погромов и мародерства. А на площади Ала-тоо оставалось ночевать в палатках около четырех сотен человек.