Время новостей
     N°202, 02 ноября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.11.2006
В небо по малому
Мосгордума утвердила программу развития региональной авиации
Чиновников московской мэрии опять неудержимо потянуло в небо. Несмотря на то что всего полгода назад столичный мэр Юрий Лужков решительно подрезал крылья своим подчиненным, заявив, что считает «абсолютно бесперспективной вещью» попытки создания службы городского авиатакси, вчера разговоры о малой авиации вновь вырвались из кабинетов департамента транспорта и связи на оперативный бюрократический простор -- в зал пленарных заседаний Мосгордумы. Причем депутатам, которые, безусловно, помнят майский разнос г-на Лужкова, было предложено обсуждать уже не внутримосковские воздушные коридоры как альтернативу безнадежно запруженным улицам, а куда более глобальный проект возрождения местных авиалиний, способных связать столицу с населенными пунктами в радиусе 800 километров.

Представлявший программу глава департамента транспорта и связи Леонид Липсиц, собственно, и напомнил, что ближние авиаперевозки вполне активно использовались в советское время, но потом из-за экономических неурядиц и отсутствия полноценной смены отслужившим свой век «кукурузникам» Ан-2 были практически позабыты. Но, похоже, не столько ностальгия, сколько экономический рост и растущие же потребности бизнеса в модернизации транспортной инфраструктуры сподвигли московских чиновников на попытку стать пионерами в малой российской авиации XXI века. По прогнозам составителей программы, уже к 2010 году емкость рынка услуг региональных авиаперевозок может приблизиться к 16 млрд руб. в год, и бездействовать в такой ситуации они считают неразумным.

Авторы московской программы явно предлагают использовать отсутствие четких границ субъектов федерации в воздушном пространстве и воплощать ее в жизнь не только в столице и на прилегающих к ней территориях, но и в областных центрах всего Центрального федерального округа. В документе идет речь о строительстве и реконструкции аэродромов для малой и деловой авиации, отдельно оговаривается возрождение аэропортов в Иванове и Калуге. Не забыты в программе центры подготовки и переподготовки пилотов для малой авиации, поддержка авиапроизводителей. Впечатлившийся депутат-единоросс Степан Орлов углядел в документе куда более амбициозные планы -- заявку на создание новой и весьма перспективной отрасли, которая к тому же повысит статус Москвы как туристического и делового центра.

Депутаты, работающие сейчас над бюджетом столицы на 2006 год, не могли не заметить и другую важную деталь. Разработчики проекта рассчитывают, что львиную долю расходов по реанимации аэродромной инфраструктуры и по закупке самолетов и вертолетов возьмут на себя инвесторы. Во всяком случае предполагается, что из общего объема финансирования программы, оцененного почти в 12,4 млрд руб., 11,1 млрд составят средства из внебюджетных источников. Москве авторы программы предлагают раскошелиться на миллиард с небольшим, причем, судя по всему, именно они же и претендуют на эти деньги, поскольку планируется, что город оплатит лишь составление проектно-сметной документации и разработку системы управления новой отраслью. Некоторых депутатов, в том числе и принадлежащих к фракции «Единой России», это немного смутило -- но не настолько, чтобы нажатием клавиши «против» сдерживать возвышенный порыв чиновников. Не удались и попытки оппозиционеров спустить коллег на землю и, как это сделал коммунист Владимир Улас, напомнить о том, что развитие малой авиации является скорее прерогативой федерального центра, а не отдельных регионов. Составляющие большинство единороссы решили править программу уже в рабочем порядке и, проголосовав за нее в первом чтении, отправили документ по взлетно-бюрократической полосе.

Федор СЕРЕБРЯНСКИЙ