Время новостей
     N°202, 02 ноября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.11.2006
Споры в сторону
Урегулирование нерешенных вопросов между православными церквами отложено на неопределенный срок
Несмотря на серьезные разногласия, до сих пор сохраняющиеся между Московским патриархатом и Русской православной церковью за рубежом, на днях обе церкви фактически закрепили свое единство. Облаченные в рясы дипломаты из специальных комиссий РПЦ и РПЦЗ подписали в Кельне Акт о каноническом общении, и вчера этот документ был опубликован на официальных сайтах церквей. Акт закрепляет ранее достигнутые договоренности о сохранении автономии зарубежной церкви в хозяйственных, имущественных и просветительских вопросах. Однако теперь РПЦЗ потребуется «виза» российского патриарха и Священного синода РПЦ в случаях назначения нового предстоятеля церкви, ее иерархов, образования или упразднении епархий. Зарубежный епископат, клир и миряне смогут при этом полноправно участвовать в Поместном соборе РПЦ, а епископы -- «также в ее Архиерейском соборе и Священном синоде».

Особого упоминания в акте были удостоены считающиеся в России раскольниками и отступниками священнослужители, которые в 90-е годы сами, а порой и вместе с приходами перешли в лоно зарубежной церкви. На возвращение под юрисдикцию Московского патриархата им отведено пять лет. Столь долгий срок, вероятно, объясняется тем, что процесс этот наверняка будет идти болезненно и не всегда добровольно.

Примечательно, что комиссии двух церквей впервые письменно зафиксировали взаимопонимание по одному из проблемных для Москвы вопросов -- участию РПЦ в работе экуменической организации Всемирный совет церквей. «Участие Русской православной церкви во Всемирном совете церквей не имеет экклезиологического значения. Московский патриархат рассматривает эту организацию лишь как форум», -- приводится в акте вывод церковных дипломатов. Москва получила тем самым добро на продолжение «диалога с инославными», который, как поясняется, необходим «для свидетельства им о православии, для преодоления предрассудков и опровержения ложных мнений».

При этом Акт о каноническом общении обошел деликатным молчанием другую проблемную тему -- отказ высшего российского духовенства покаяться за годы сотрудничества с советской властью. Напомним, что это требование выдвигалось ранее зарубежными верующими как одно из обязательных условий для воссоединения. Тема взаимоотношений церкви и государства нашла лишь косвенное отражение в документе, в той его части, где говорится о необходимости сотрудничества с мирской властью: «Церкви надлежит поддерживать все добрые начинания в государстве, в то же время противостоять злу, безнравственным и вредным общественным явлениям и всегда твердо исповедовать правду, а при наступлении гонений продолжать открыто свидетельствовать истину и быть готовой следовать путем исповедничества и мученичества ради Христа».

Судя по всему, за два с половиной года, прошедших после первой встречи патриарха Алексия II с предстоятелем РПЦЗ митрополитом Лавром, церковные дипломаты окончательно поняли, что по ряду вопросов единого мнения у российских и зарубежных православных быть не может. Но стремление к воссоединению, поддерживаемое в том числе и светской властью России (напомним, что встреча иерархов была организована при личном посредничестве Владимира Путина), заставило священнослужителей просто «отодвинуть» спорные проблемы в сторону. Участники переговоров признаются в том, что «за годы разделения накопилось немало вопросов, которые ждут своего осмысления и решения». И предлагают решить их со временем поместному собору единой русской церкви, сроки проведения которого не указаны даже приблизительно.

Кирилл ВАСИЛЕНКО