Время новостей
     N°202, 02 ноября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.11.2006
Начало шестого сигнала
На выставке «17:17» молодые художники сверили часы
В незабвенные времена из всех радиоточек Страны Советов можно было слышать строгий дикторский голос: «Передаем сигналы точного времени. Начало шестого сигнала соответствует пятнадцати часам московского времени». И были эти слова символом какой-то надежности, стабильности, нерушимости временных и пространственных связей на всей громадной территории СССР. Проверить, как работают пространство и время на территории сегодняшней нашей родины, решила группа молодых следопытов, большинство из которых -- выпускники школы современного искусства при Московском музее современного искусства на Петровке. Идеолог проекта Ника Кухтина для девяти участников придумала веселое приключение по аналогии с модным «флэш-моб». «Флэш-моб» создатели сайта flashmob.ru переводят словами «мгновенная толпа». Это род акционизма, мгновенное появление в определенном месте энного количества людей, которые действуют по определенному сценарию, т.е. выполняют некий порядок действий, причем люди не знакомы друг с другом, а сценарий не имеет конкретной цели. Классический «флэш-моб» синхронизирует толпу в одном месте. Экспериментальный «трип-моб» молодых художников под названием «17:17» предполагал синхронизацию путей отдельных лирических героев, засланных в разные центры граничащих с Подмосковьем областей (Гагарин, Переславль-Залесский, Талдом, Калуга, Тула, Тверь, Рязань, Владимир и даже столица, по которой сверяются часы, -- Москва). Города, куда отправлялись участники, вытягивались по жребию. 17 сентября в шесть утра всех будил первый сигнал с кураторского мобильного. Зарядка, кофе, метро, вокзал. Поезд до города, который вытащил по жребию. В 12.45 -- второй сигнал -- звонок. Как по команде, каждый участник нажимает затвор заблаговременно выданного фотоаппарата. Что вижу -- о том пою. Такие сигналы поступают еще и еще. Создается архив снимков. Последний выход на связь -- 17:17. Результаты экспедиции с привезенными фото и интерактивной игрой на компьютере, где мультяшную фигурку каждого участника можно двигать по его собственному маршруту, теперь отдельной выставкой попали в музей на Петровке.

Фотодокументация контактов художников с городами наводит на мысль о том, что провинциальное время отстает от московского лет эдак на двадцать. Снимаются вывески, витрины, ларьки с давно забытым в Москве шрифтовым дизайном. На одном снимке запечатлены милиционеры, бодрым шагом приближающиеся к закусочной «Рим», работающей с 9.00 до 20.00. Вход закусочной украшает кумачовый плакат с напоминанием о том, куда, собственно, ведут все дороги. Фиксируются памятные по школьным столовым коробки из нержавейки для ножей и вилок с кровавой надписью «приборы». Непременные кошки и собаки дремлют на потертых креслах в чьем-то саду. Непременные бабушки покупают на рынке баклажаны. Непременные трамваи с причудливо намалеванными номерами вдвигаются в кадр с невозмутимостью, достойной новелл Ильфа и Петрова. Львы, заборы, резные наличники... В общем, «начало шестого сигнала» синхронизирует ту Россию, репутация которой московским временем никак не запятнана. Потому-то, наверное, художники осознанно или нет делали свои серии в эстетике фоторепортажей эпохи журнала «Огонек», а в некоторых случаях -- минималистских композиций конструктивизма 20-х. Вытянувшая же «Москву» Дарья Камышникова фотографировала процесс приготовления на кухне еды. Кастрюли. Вид сверху. Борщ в тарелке. Вид сбоку. Этот гастрономический ракурс точно соответствует общему архаически-ностальгическому хронотопу. Ведь когда все сверяли свои часы по шестому сигналу советских радиоприемников, Москва была вожделенным продуктовым центром СССР.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки