|
|
N°202, 02 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Александр Рудин: Бич детских конкурсов -- нездоровое соперничество взрослых
До 4 ноября в Москве проходит VII Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик», который проводит телеканал «Культура». «Щелкунчик» появился в 2000 году, и тогда конкурсантами стали в основном ученики московских музыкальных школ. А на участие в нынешнем конкурсе поступило уже более 170 заявок от юных исполнителей из России, ближнего и дальнего зарубежья. Это неудивительно: ведь именно «Щелкунчик» дает ребятам возможность выступить перед многомиллионной аудиторией и тем самым сделать первый серьезный шаг к профессиональному успеху и признанию -- все три тура конкурса транслируются в эфире телеканала «Культура» (в этом году -- с 6 по 19 ноября).
Призеры «Щелкунчика» впоследствии берут верх и на других престижных музыкальных соревнованиях: к примеру, победитель конкурса прошлого года пианист Дмитрий Майборода стал лауреатом конкурса молодых музыкантов «Евровидение-2006».
«Щелкунчик-2006» впервые пройдет в трех концертных залах лучших музыкальных учебных заведений Москвы: торжественное открытие -- в РАМ им. Гнесиных, конкурсные туры -- в ЦМШ при Московской консерватории. А заключительный тур конкурса состоится в БЗК, где участники конкурса сыграют в сопровождении академического камерного оркестра Musica Viva.
О том, каково это -- принимать участие в детском конкурсе, Надежде БАГДАСАРЯН рассказал руководитель оркестра Musica Viva, маэстро Александр РУДИН.
-- Александр, вы сами и участвовали, и входили в состав жюри многих конкурсов. Потому, конечно, прекрасно знаете атмосферу, царящую на различных музыкальных состязаниях. Чем атмосфера «Щелкунчика» отличается от других конкурсов?
-- Это конкурс детский, и ему сопутствуют типичные положительные и отрицательные моменты любых детских соревнований. К положительным моментам я бы отнес возраст участников «Щелкунчика» -- это дети до 14 лет, которые вполне уверенно, искренне и очень музыкально отыгрывают свою программу. И конкурс симпатичен именно этим -- свежестью его творческих сил. Отрицательная же сторона «Щелкунчика» в том, что, к сожалению, любому детскому конкурсу (что бы кто ни говорил и что бы кто ни предпринимал) свойствен элемент нездорового соперничества взрослых -- родителей, педагогов. А ведь ко всему, что связано с детьми, нужно подходить очень аккуратно и не спекулировать милым, симпатичным и неиспорченным дарованием.
«Щелкунчик» уже имеет солидный возраст. И сейчас он, безусловно, находится на этапе позитивного становления: о нем узнают все больше и больше людей, в нем участвует все больше юных музыкантов. Поэтому хотелось бы, чтобы в конкурсе присутствовало как можно больше положительных качеств и удавалось избегать отрицательных.
-- Далеко не всегда на этом конкурсе не присуждают Гран-при. Почему? Мало талантливых ребят?
-- Это вопрос к жюри. Функция нашего оркестра заканчивается с последней нотой выступления последнего участника. Затем жюри удаляется на свои совещания, а мы покидаем «поле битвы»... А вообще Гран-при и все эти премии, особенно в детском возрасте, -- преходящие и сиюминутные оценки. Интересно, как играют ребята, а не то, какие премии они получают.
-- На третьем туре «Щелкунчика» его участники играют вместе с вашим оркестром. Легко ли вы находите общий язык?
-- Как правило, легко. Если есть какие-то трудности, то они связаны опять же со взрослыми -- или с родителями ребят, или с их педагогами. Хотя каких-то особых проблем не возникало. Просто взрослые сильнее переживают, чем сами участники.
-- Неужели дети совсем не волнуются?
-- Кто как. Но обычно волнение приходит с возрастом. Мне кажется, что волнение, как правило, возникает тогда, когда человек начинает задумываться о том, что ему предстоит. А в таком возрасте дети об этом не задумываются. Терять им особенно нечего, и они просто делают то, что умеют. У них есть волнение, но нет мандража.
-- А детские капризы бывают? Ребята всегда готовы выполнять все ваши требования?
-- У меня нет требований к этим ребятам, потому что наше дело -- сделать так, чтобы они довольно комфортно себя чувствовали. Мы лишь следуем их интерпретации или интерпретации их педагогов или родителей. Главное -- не мешать и ничего не менять, чтобы маленький участник мог сыграть так, как привык делать это в классе. В общем, чтобы их ничто не раздражало. Поэтому мы стараемся максимально «подделываться» под их видение музыки. С нашей стороны творческого начала -- минимум.
-- Насколько совпадает детский взгляд на музыку с вашим?
-- Вы знаете, видение взрослых тоже часто с моим не совпадает (смеется). А на конкурсе этот вопрос не ставится. Как и во взрослых, в детях я ценю естественность подхода к любому сочинению -- будь это совсем простая пьеса или взрослый сложный концерт. Хотя, как правило, дети играют довольно сложные произведения. Но исполнение должно быть детским -- каков ребенок есть, так он и должен играть. Нельзя его учить тому, чего он еще не может осознать. И если дети не выпендриваются, получается очень симпатично. Это, как мне кажется, должно способствовать их успехам на конкурсе. Хотя, конечно, тут решать жюри. Я просто высказываю свое мнение.
-- Каков, на ваш взгляд, общий уровень участников «Щелкунчика»? Кто вам больше всех запомнился?
-- За эти годы запомнились многие. Я не могу сейчас никого выделить. Как мне кажется, традиционно бывает очень высокий уровень у пианистов -- они все очень хорошо играют. И из тех, кто играет на третьем туре, трудно выбрать кого-то одного -- все очень продвинутые, зрелые для своего возраста ребята. Духовики тоже бывают хорошие. Когда маленькие детки играют на духовых инструментах чисто и с естественной фразировкой, это очень трогательно.
-- После окончания конкурса вы продолжаете общаться с его участниками?
-- Как правило, нет. Наверно, просто должно пройти какое-то время, чтобы эти ребята начали вести регулярную концертную жизнь.
-- А что в ближайших концертных планах Musica Viva?
-- Открытие нашего абонемента в Большом зале Консерватории 11 ноября. На этом концерте, который называется «Герои эпохи Бетховена», прозвучат произведения, посвященные великим правителям конца XVIII--начала XIX веков. Среди произведений, которые мы исполним на концерте, -- «Героическая» симфония Бетховена, изначально посвященная Наполеону (правда, потом посвящение было снято), и ре-минорная симфония австрийского композитора бетховенского круга Антона Эберля, чьи сочинения высоко ценили и часто исполняли современники, посвящена российскому императору Александру I. Сейчас для нас это основное.
|