|
|
N°201, 01 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Должность по наследству
Рамзана Кадырова избрали президентом Ассамблеи народов Чечни
В Грозном наконец состоялся съезд Ассамблеи народов Чечни. Вопреки ожиданиям участники вообще не касались вопроса о том, станет ли действующий премьер республики Рамзан Кадыров ее президентом. Г-на Кадырова даже не было на съезде, зато перед его участниками вполне уверенно выступил нынешний президент Чечни Алу Алханов, до истечения полномочий которого по конституции республики остается еще более полутора лет. Перспектива карьерного роста Рамзана Кадырова, которая практически не вызывала сомнений до его 30-летия, случившегося 5 октября нынешнего года, теперь выглядит гораздо более туманной.
Еще летом этого года сторонники Рамзана Кадырова объявили о намерении провести всемирный съезд чеченского народа. Хотя никто из официальных лиц не говорил напрямую о том, что съезд должен стать трибуной, с которой будет озвучено требование досрочно сменить президента Чечни, это подразумевалось само собой. Съезд намечался на 5 октября и должен был наряду с открытием грозненского аэропорта стать центральным событием дня политического совершеннолетия премьер-министра. В Грозном появились слухи о том, что вопрос досрочной передачи власти согласован в высоких кремлевских кабинетах и будет решен до конца нынешнего года.
Но незадолго до дня рождения сторонники Рамзана Кадырова неожиданно ослабили свой натиск. Съезд был отложен, а сам юбилей хоть и отпраздновали на широкую ногу, но провели все же несколько менее ярко, чем ожидалось. Хотя по достижении 30 лет Рамзан Кадыров и получил формальное право быть президентом республики, никто из его сторонников в течение октября ни словом не обмолвился на эту тему. И вчера, в день долгожданной ассамблеи, чеченские политики касались этого вопроса гораздо осторожнее, чем обычно.
«Рамзан Кадыров вполне состоялся как руководитель республики, -- сказал «Времени новостей» спикер нижней палаты парламента Чечни Дукваха Абдурахманов. -- Это касается и политической, и хозяйственной, и военной сферы. Команда под его руководством работает столь успешно, что власть впервые за многие годы получила одобрение людей. В этом большая заслуга Рамзана. А быть ли ему президентом, должен решать главнокомандующий». Главнокомандующий Путин пока такого решения, видимо, не принял.
Тем не менее г-н Абдурахманов полагает, что это решение все-таки будет принято. Но подчеркивает, что конфликта между премьер-министром и действующим президентом, которому в случае назначения г-на Кадырова сначала надо будет подать в отставку, не существует: «Алу Алханов -- член команды, заслуженный человек, генерал. Никакой распри между ним и Рамзаном Кадыровым нет и быть не может».
Алу Алханов тем временем вчера предостерег участников ассамблеи, чтобы они случайно не пошли по пути «съездов и форумов, которые собирались в республике в начале 90-х годов прошлого века»: «Без сомнения, нам нужнее консолидация для дальнейшего развития дружеских и братских отношений со всеми народами России, чему должен способствовать нынешний съезд». Между тем ряд чеченских наблюдателей полагает, что для нормального развития Чечни в рамках Российской Федерации оптимален нынешний порядок вещей, то есть сохранение за Алу Алхановым и Рамзаном Кадыровым их нынешних должностей.
В октябре это подтвердили и представители полпредства президента России в Южном федеральном округе: по их данным, серьезных кадровых перестановок в Чечне пока не планируется.
Правда, вчерашний съезд, на который, по разным оценкам, собралось от 300 до 500 делегатов от всех чеченских районов, от регионов юга России и от чеченских диаспор в Москве, Петербурге, Саратове, Орле и Ярославле, оказался своеобразной репетицией, и возможность для артикуляции громких политических требований у сторонников г-на Кадырова еще будет. «Почему-то путают два совершенно разных съезда, -- сказал Дукваха Абдурахманов. -- Всемирный съезд народов Чечни, в котором должны принять участие в том числе и представители зарубежных диаспор, намечается на начало будущего года. Сейчас прошла ассамблея».
Ассамблея народов Чечни была создана еще в 1999 году видным чеченским политиком Асламбеком Аслахановым -- первый ее съезд прошел в Москве в самом начале второй войны в Чечне. Несколько сот делегатов обсуждали политическое будущее республики и решали, кто станет ведущей политической силой в республике, когда закончатся боевые действия. Летом 2000 года такая сила окончательно определилась -- ею стал бывший муфтий Ичкерии Ахмат-хаджи Кадыров, назначенный тогда главой новой гражданской администрации. Зимой 2002 года после недолгих препирательств с участием администрации президента РФ бренд ассамблеи был передан ему, и в декабре 2002-го ассамблея провела в Гудермесе еще один Первый съезд народов Чечни. Порядка 200 делегатов, отобранных весьма произвольным образом, решили, что республике пора принимать новую конституцию и выбирать Ахмата Кадырова президентом.
Нынешний съезд ассамблеи, таким образом, объявлен вторым. По словам Дуквахи Абдурахманова, делегаты в основном были заняты подведением итогов прошедших четырех лет. Выяснилось, что намеченные цели достигнуты: в Чечне есть конституция, там избраны все положенные органы власти, в горах и населенных пунктах гораздо меньше стреляют, а бюджет, хотя и наполняется в основном за счет федеральных дотаций, только с 2004 года вырос больше чем вдвое.
Обрадованные участники решили, что ассамблея будет теперь собираться раз в год, независимо от любых других съездов народов Чечни. Среди приоритетных задач Чечни на ближайший «отчетный период» они назвали развитие производственного сектора, реабилитацию социальной сферы и заботу о жертвах минувших войн, в особенности -- детях-инвалидах. Без красивого жеста в адрес отбывшего в командировку Рамзана Кадырова все же не обошлось: его единогласно избрали главой ассамблеи, которая, таким образом, гораздо раньше президентской должности перешла по наследству к сыну Ахмат-хаджи.
Иван СУХОВ