Время новостей
     N°201, 01 ноября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.11.2006
Тень народного единства
Русский национализм объявлен еще не появившимся
В то время как в Москве активизировалось противостояние сторонников и противников «Русского марша», планирующегося 4 ноября, в День народного единства и согласия, депутат Госдумы Дмитрий Рогозин пообещал марш поддержать, а известного своими специфическими взглядами депутата Николая Курьяновича даже исключили за поддержку марша из партии ЛДПР, приверженцы более или менее умеренного «русского национализма» решили во вторник обсудить перспективы своей идеологии. Видимо, в надежде, что их политический проект может вскорости пригодиться действующей власти.

Научно-практическую конференцию «Русские в XXI веке. Стратегии возрождения» открыл президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. Он посетовал, что тот русский национализм, который был бы поддержан всеми русскими, еще интеллектуально не возник. Отвечая на виртуальный упрек противников роста ксенофобских настроений в том, что национализм угрожает целостности страны, г-н Ремизов сообщил, что в России и так налицо сильное социальное расслоение. При этом доверие между населением и властью отсутствует, а разные регионы страны ориентируются на разные зарубежные модели жизни. «Я считаю, что этническая идентичность должна стать основой для построения общества модерна, -- сказал он. -- Русский национализм должен представлять русские интересы в виде общемировых». Традиционными русскими интересами г-н Ремизов назвал «защиту территорий и освоение новых, восстановление численности населения и повышение престижа русских профессий -- инженера и военного».

Руководитель отдела социально-политического анализа Всероссийского центра изучения общественного мнения Леонтий Бызов предупредил русских националистов, что в современном российском обществе довольно мало сверхценностей (идей, ради которых граждане готовы чем-то пожертвовать), вокруг которых могло бы построиться общество, в том числе и национально ориентированное. Идея империи, по мнению социолога, недостаточна для мотивирования современного россиянина, культура стала музейной декорацией, от которой граждане дистанцировались, о православном ренессансе говорить рано, и этничность сама по себе не способна сплотить вокруг себя достаточное количество людей.

По словам г-на Бызова, формирование русской нации протекает не очень удачно, и Россия вряд ли станет национальным государством в европейском смысле. Тем более что формируется унифицированный образ жизни, и люди перестают отличаться друг от друга мотивациями: «Поэтому ожидать, что средний класс станет носителем русской идеи, опрометчиво».

Эксперт «Горбачев-фонда» Валерий Соловей, видимо, не поверив социологическим исследованиям, настаивал на решительных действиях: «Сейчас есть единственная возможность во всей истории России, когда русские националисты могут начать строить государство для русского народа. Стихийное развитие событий уже началось, это не революция, но русская смута, которую предотвратить не удастся!» И разоблачительно добавил: «Кстати, со мной согласны некоторые москвичи из администрации президента».

Поднаторевший в контактах с администрацией президента депутат Дмитрий Рогозин не советовал коллегам по русскому национализму заигрывать с властью. «Власть будет бороться с настоящим национализмом, потому что это ее инструмент электорального воздействия, -- возмущался депутат. -- Нужно самостоятельно идти во власть, тем более что сейчас наша идеология соответствует историческому развитию».

«Практикующий политик», как он сам себя назвал, Дмитрий Рогозин предложил рассматривать любую проблему в контексте русского вопроса и для продвижения своих идей использовать «новые неожиданные формы -- Интернет и массовые акции».

Дарья ГУСЕВА