|
|
N°199, 30 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
А мы монтажники-высотники!
Русская выставка в рамках Парижского месяца фотографии
Подготовленная Московским домом фотографии совместно с Российским государственным архивом литературы и искусства (РГАЛИ), Музеем кино выставка «Фотомонтаж в СССР. 1917--1953. Визуальное оружие» (кураторы Ольга Свиблова и Михаил Левин) стала частью программы Парижского месяца европейской фотографии. Она прекрасно соответствует главной теме месяца, сформулированной как отношения между фотографией и печатной страницей.
Накануне открытия в «Большом Манеже» приуроченной к 10-летию Дома фотографии масштабной выставки фоторабот Александра Родченко очень полезно было посмотреть в Париже, в Пассаже де Ретц его проекты для полиграфии в контексте школы фотомонтажа Страны Советов. Наряду с Густавом Клуцисом, Варварой Степановой, Эль Лисицким Родченко взял самую большую высоту этой техники (и жанра) визуального творчества, предвосхитив открытия современных творцов синтетического языка искусства. Несколько залов Пассажа де Ретц наполнены образцами полиграфической продукции, где применялась техника фотомонтажа: плакаты, афиши, обложки книг, грамоты, газеты... Генезис традиции можно проследить во всех подробностях. Ольга Свиблова рассказывает: «Фотомонтаж в России, как и в Европе, возникает во время первой мировой войны. Картина мира, распавшаяся на осколки в результате страшной трагедии, требовала нового художественного мышления и языка для того, чтобы заново собрать целостное видение и придать смысл человеческой жизни, обесцененной кровавой бойней. Опыт кубизма, футуризма и дадаизма в сочетании с расцветом кинематографа, который в это время также активно экспериментирует в поисках выразительных средств, главным из которых становится монтаж, оказываются питательной почвой, на которой появляется фотомонтаж... Уже в 1922 году появляются первые фотомонтажи Александра Родченко, которые выходят в журнале «Кино-фото». Кино и работы Дзиги Вертова оказывают большое влияние на его работу. Динамический монтаж Дзиги Вертова, выражавший прежде всего скорость происходивших изменений, был созвучен конструктивисту Родченко, художественная идеология которого была направлена не на отражение реальности, а на задание векторов ее изменения. В это же время в кинорекламе и для киножурналов активно работает Петр Галаджев. В 1923 году Родченко использует фотомонтаж для иллюстрирования поэмы В. Маяковского «Про это». Визуализация сложнейших поэтических метафор Маяковского доказывала безграничные возможности фотомонтажа... Фотомонтаж, как обретение новой художественной свободы, очень скоро был поставлен его создателями на службу идеологической системе. Если в середине 1920-х художественная практика и манифесты Родченко декларируют право художников задавать обществу векторы рационального и одновременно романтичного переустройства мира, то уже очень скоро политическая и социальная реальность советской России заставляет художников начать обслуживать идеологический заказ. Постепенно фигура Сталина-вождя или необходимый для раскрытия темы персонаж-символ, например командир Красной Армии, вытесняют других героев, превращая их в однородную, графически жестко организованную человеческую массу, где уже неразличимы лица, зато ощутима мощь этой массы, направляемой идеалами и волей вождя народов. Новая страшная катастрофа ХХ века -- вторая мировая война -- снова заставила мир вспомнить о фотомонтаже. В это время фотомонтаж становится главным способом пропаганды внутри страны и важнейшем средством деморализации войск противника. Имя А. Житомирского, классика военного фотомонтажа, создавшего за годы войны тысячи листовок, забрасывавшихся в тыл немецких войск, было внесено Геббельсом в список главных врагов, наносивших идеологический ущерб немецким солдатам, с комментарием «Найти и повесить!»
С 1949 года в СССР началась антикосмополитическая кампания, лишившая многих из действующих фотографов лицензии на съемку. Были закрыты большинство фотоиллюстрированных изданий. А в работе М. Калашниковой «С Новым годом, товарищи», 1952 года, Сталин стоит уже в гордом одиночестве на фоне Кремлевских башен...»
На тщательно подготовленной выставке немного грустно наблюдать происходивший после Великой Отечественной войны процесс вырождения крепкого и сильного плакатного фотомонтажа в виньеточную и хилую стилистику почетных грамот и благодарностей, где к имиджам передовиков производства припечатывались Ленин и Сталин. Но сегодня фотомонтаж воспринимается провозвестником самой актуальной традиции мультимедийного искусства. Символично, что во время пребывания в Париже в один день я посетил выставку «Фотомонтаж в СССР» и премьеру Театра Европы «Одеон» -- спектакль «Квартет» по пьесе Хайнера Мюллера в постановке суперстар современного искусства Роберта Уилсона. Оказалось, что сто лет, разделяющие Родченко и Уилсона, не препятствие для того, чтобы определить творчество обоих мастеров понятием «мультимедийность». Отсчет мультимедийности с Родченко и его коллег-конструктивистов вполне закономерен. Их фотомонтажи -- это разъятие устойчивых для разных видов творчества синтаксических структур (вербальных, визуальных) на значимые праэлементы. И их дальнейшая сборка-микст в контексте уже нового синтетического языка. Символом современных мультимедиаарт как раз могут служить спектакли Боба Уилсона. В случае с «Квартетом» (это брутальный, фовистский, радикальный парафраз «Опасных связей» Шодерло де Лакло, в котором Маркиза (Изабель Юппер) и Вальмон (Гарсия Вальдес) ведут гендерную войну силы и ярости первобытной) цвет, свет, звук, пластика работают на образ, подобный перформансу. Жестокий в своей точности алгоритм поведения актеров на сцене. Жесты выверены до микрона, голоса вплетены в подобие партитуры авангардной оперы. Звук становится на сцене цветом. Экраны-рамы ритмизируют действо в границах прямо-таки эмблематических. В отношении к этому «Квартету» справедливы слова критика Олега Зинцова, сказанные им после спектакля радикальной нью-йоркской The Wooster Group: «Актер -- деталь конструктора, которую... интересно разъять на части». Как и большинство перформансов, спектакль можно растянуть цепью совершенных в своей выразительности стоп-кадров. Или -- обрамленных прямо на сцене фотографий. Этот тоже высоты, только мультимедийного монтажа.
Сергей ХАЧАТУРОВ, Париж--Москва