Ранним субботним утром на огромном поле площадью 800 гектаров в окрестностях Калуги стояли министр экономического развития Герман Греф, посол Германии Вальтер Юрген Шмидт, все руководство области, а также председатель совета директоров «Фольксваген АГ» Бернд Пишетсридер и председатель совета директоров «Шкоды» Детлеф Виттиг. Через год здесь заработает новый гигант автомобильной индустрии, с конвейера которого каждый день будет сходить 500 автомашин.
Несмотря на то что на первом этапе автомобили будут полностью собираться из импортных деталей, а на втором уровень локализации будет доведен до 30%, Герман Греф все равно убежден, что это уже будут «подлинно российские автомобили». Вначале на заводе будут собирать автомобили
Skoda Octavia. Затем к нему добавится уже Volkswagen, модель, специально предназначенная для российского рынка. Предположительно она будет стоить менее 10 тыс. евро, то есть займет сегмент недорогих иномарок, с которыми упорно, но не слишком успешно пытаются конкурировать российские автопроизводители.
Впрочем, правительство уже сделало стратегический выбор -- рынок не будет закрыт ни для кого, даже для китайских компаний, производящих самые дешевые, хотя и не слишком надежные машины. «Я не вижу смысла в таких ограничениях», -- полагает г-н Греф. Пусть они обеспечивают россиянам рабочие места, а бюджету -- дополнительные доходы. По расчетам Министерства экономического развития, через пять лет в России будут ежегодно выпускать более миллиона импортных автомобилей. Но основные надежды министр связывает не с приходом иностранных автоконцернов, а со следующим этапом, когда в Россию потянутся открывать совместные предприятия производители автокомпонентов. «Скорости растут, дороги улучшаются, и такие автомобили, как сейчас, производить уже нельзя, -- убежден г-н Греф. -- А из тех компонентов, которые у нас будут, не надо будет иметь много ума, чтобы производить хорошие, конкурентоспособные автомобили».
Сохранится ли к этому моменту у народа хоть какое-то воспоминание о собственно российских машинах, полностью зависит от менеджмента самих компаний. «На «АвтоВАЗе» работает свыше 200 тыс. человек. Любое правительство заинтересовано в том, чтобы такое предприятие было успешным», -- заверил г-н Греф. «Но если руководство завода надеется, что мы опять из кармана других налогоплательщиков достанем миллиарды долларов и дадим им на освоение, то это бессмысленно», -- заявил он.
Инвестиции в завод Volkswagen составят 270 млн евро на первом этапе и 100 млн евро на втором. Что в самом скором будущем должно принести большие деньги в российский бюджет, не говоря уже о трех с половиной тысячах новых рабочих мест в не самом благополучном российском регионе. Неудивительно, что церемония закладки первого камня в калужский завод собрала такое количество именитых гостей.
Впрочем, сама церемония носила столь абстрактный и символический характер, что осталось неясным, почему ее обязательно надо было проводить с выездом не место, а не в какой-нибудь дорогой московской гостинице. На небольшом постаменте стоял необработанный кусок гранита с памятной табличкой, завернутый в простыню. Под торжественную музыку этот кусок просто размотали, и на том масштабный инвестиционный проект был объявлен открытым.