|
|
N°198, 27 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сильные женщины и медные трубы
На днях в Консерватории мировая премьера «Боярыни Морозовой» Родиона Щедрина
Борис Тевлин, руководитель отличного Камерного хора Московской консерватории, давно зарезервировал для себя вечер в БЗК, чтобы отпраздновать 75-летие. И только потом уговорил знаменитого русского мастера, жителя Мюнхена, героя громких европейских премьер и клиента престижного издательства Schott Родиона Щедрина написать для хора сочинение. Щедрин взялся за материал, которым болел уже тридцать лет, -- сюжет о боярыне Морозовой -- и превратил его в «хоровую оперу» с четырьмя солистами и тремя инструменталистами (труба, литавры и массив ударных, в том числе церковные колокола), погрузившись с головой в страсти как жанр, как сюжет и эмоциональный строй партитуры. Теперь благодаря Тевлину, при участии главы Союза композиторов Москвы Олега Галахова (премьера откроет фестиваль «Московская осень») и Вадима Солода (продюсерская компания Classica Viva, заслужившая лестную оценку автора за европейский уровень и стиль работы), Москва получила мировую оперную премьеру, что невероятная редкость.
Либретто, составленное самим композитором, основано на «Житии протопопа Аввакума», «Житии боярыни Морозовой» и писем Аввакума к Морозовой, монахине Феодоре. Что до причин, по которым Щедрин стал писать этот жуткий сюжет из русской истории, сам он называет одну и главную -- сильный, в высшей степени оперный образ героини. Он вспоминает о Марфе, Любаше, Февронии, крепко располагая, таким образом, свою Морозову в контексте русской оперной классики. Он говорит, что специально не ищет в опере ни ответов на заковыристые вопросы (почему, например, произошел раскол или за что царь Алексей Михайлович Тишайший так ненавидел вдову своего наставника), ни исторических параллелей. Он просто захвачен мрачной историей, женским образом -- случившееся потрясает, и аура эпохи интригует музыкально.
Петь Морозову будет солистка «Геликон-оперы» магическая Лариса Костюк, на которой партия должна сидеть как влитая. Ее сестру -- Вероника Джиоева, новосибирская прима мариинского происхождения, специализирующаяся на Моцарте. Алексея Михайловича -- статный вокально бас Михаил Давыдов. Аввакума -- умный, тонкий, нежный тенор Эндрю Гудвин (Ленский в новом «Евгении Онегине» Большого театра). Ансамбль выглядит сильно и стройно, Щедрин, кажется, доволен тем, как идет работа, а что в итоге получится -- услышим 30 октября в Большом зале Консерватории.
Юлия БЕДЕРОВА