|
|
N°198, 27 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Премьер самокритики
Михаил Фрадков обвинил правительство в беспомощности
Премьер Михаил Фрадков, который сделал в жизни почти все, что должен сделать настоящий мужчина, -- посадил дерево, создал семью и ее достаток, вырастил детей, -- и сегодня может поработать на благо родной страны, кажется, до сих пор никак не поймет, почему ему не удается выполнить эту работу качественно. А заодно и его кабинету министров. Поиски ответа на эти вопросы и оказались главным содержанием вчерашнего заседания правительства.
После критики президента в адрес правительства, в очередной раз прозвучавшей в минувшую среду, да еще на всю страну в прямом эфире, да еще и во время общения главы государства с народом, премьер стал переживать, судя по его собственным признаниям, вдвое сильнее.
Иной премьер на его месте либо взял бы под козырек -- мол, все исправим, либо понурил голову и молча отправился бы восвояси, переждать, когда буря успокоится сама по себе. Но г-н Фрадков выбрал третий путь. Он буквально зарядился президентской энергией и дал открытый бой своему собственному кабинету министров. Точнее, его беспомощности.
Премьер был очень откровенен: «Мы сами дождались, когда президент, как говорится, по секрету на всю страну сказал о нашей организационной немощности и недостаточном знании предмета». «Та деликатная форма (критики правительства. -- Ред.), привычная для президента, многим должна показаться последним предупреждением. Дополнительных напоминаний не будет. Нам придется отвечать по полной строгости», -- пояснил г-н Фрадков всю критичность ситуации.
По тону и смыслу было ясно, что премьер давно хотел сказать все это министрам. И даже больше. «Честно говоря, по некоторым пунктам было просто не по себе, -- г-н Фрадков сделал правильную паузу, как бы заглянув внутрь этого «не по себе». И расстроившись в третий раз, продолжил: -- А вас, коллеги, я попрошу... учесть, что за завесой коллективной безответственности если кто-то хочет спрятаться, то не получится».
Он также дал честный ответ и по части алкогольного кризиса, возникшего в том числе по вине кабинета министров. Как известно, президент во время общения с народом сказал, что виновных искали, но так и не нашли. По словам премьера, «многие глубоко заблуждаются, что все рассеялось» в связи с этой историей. «Страна не увидела еще виновных в безуспешности принимаемых мер?» -- спросил г-н Фрадков. И пообещал: увидит! «Конкретные виновники есть. Мы их знаем. И скоро о них узнают все», -- пригрозил он. «Как бы тут не виться, а конец будет найден. Это относится ко всему. И я, не стесняясь, прямо говорю это перед прессой. Спрос будет очень жесткий, начиная с председателя правительства», -- заключил г-н Фрадков.
Повертев еще раз в руках пачку собственных поручений и распоряжений в духе «прошу принять исчерпывающие меры», которые так и не выполнили его подчиненные в срок и даже не в срок, премьер-министр только и мог лишний раз сам себе сказать: «Это уж точно беспомощность полная».
А дальше он продолжил заседание кабинета, на котором обсуждались финансовый и инвестиционный планы РАО «РЖД» на 2007--2009 годы. Вот здесь все оказалось на редкость хорошо. Доходы растут быстрее расходов, прибыль к 2009 году составит более 40 млрд руб. И даже рост тарифов на грузовые перевозки будет совпадать с темпами роста инфляции. Соответственно в 2007-м рост тарифов составит 8%, в 2008-м -- 6%, в 2009-м -- 5,5%. А цена пассажирских перевозок, к радости РЖД, будет расти быстрее инфляции: в 2007 году -- на 12%, в 2008-м -- на 11%, и в 2009-м -- на 10%.
Усилия РЖД члены кабинета даже после сурового разноса премьера оценили очень высоко. Критики почти не было. Только министр финансов Алексей Кудрин заметил, что зарплаты в естественных монополиях растут несоразмерно с другими отраслями. «Я не против роста зарплат, -- сказал г-н Кудрин. -- Но государство должно контролировать аппетиты госкомпаний». Премьер согласился.
Министр экономического развития Герман Греф хвалил работу по подготовке финплана РЖД и поставил ее в пример другим монополиям. Мол, у нас уже 1 ноября на носу, а от них не поступает финансовых документов, хотя все должно быть уже утверждено в начале декабря. «Если так пойдет дело, -- предупредил г-н Греф, -- мы не сможем решить нависающую над страной проблему энергодефицита».
Несмотря на благостность оценок, премьер все-таки посчитал необходимым в конце заседания встряхнуть коллег: «Герман Оскарович, я прошу сильно не обольщаться насчет этой программы. Хорошо, что не стали сегодня и здесь выяснять отношения».
Вера КУЗНЕЦОВА