Время новостей
     N°197, 26 октября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.10.2006
Президент сказал про...
Про экономику
"Главнейшая задача нашей экономики, главнейшая задача правительства на ближайшее время -- диверсифицировать нашу экономику, сделать ее современной, развивающейся на новейших технологиях. Это суперзадача на ближайшее десятилетие, и мы последовательно будем к этому идти, используя всякие рычаги, перераспределяя доходы между различными отраслями с помощью налоговой нагрузки, используя административные и финансовые рычаги. Я уже говорил: созданы венчурные фонды, созданы инвестиционные фонды, созданы высокотехнологичные зоны различных направлений, принят закон о концессиях и так далее. Все это посвящено только одному -- диверсификации российской экономики. Повторяю еще раз, это главнейшая задача на ближайшее десятилетие".

Про нефтегазовую иглу

"Хочу обратить ваше внимание, так же, как и всех других наших граждан, которых беспокоит чрезмерная наша зависимость от благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, прежде всего от высоких цен на энергоносители, на нефть, газ, уголь. Такая зависимость у нас пока очень большая. Вместе с тем генеральной задачей нашей экономики является диверсификация этой экономики. Правительство последовательно начинает решать эту задачу. Обращаю внимание на то, что создан инвестиционный фонд, создан венчурный фонд, заработали высокотехнологичные зоны, дополнительные средства вкладываются в образование. Все это целенаправленные действия правительства, включающие в себя и налоговое регулирование, которые говорят о том, что центральные власти целенаправленно решают эту задачу. Кстати говоря, зависимость наша от высоких цен на нефть снижается. Она большая, но мы уже заметили тренд снижения, и это очень хороший тренд, это очень хорошая тенденция. Кроме того, у нас накоплены достаточно большие золотовалютные резервы и стабилизационный фонд правительства. Он как раз рассчитан на то, чтобы в случае резкого снижения, что крайне маловероятно, цен на энергоносители в мире мы все-таки смогли уверенно исполнять социальные обязательства перед нашим населением, перед людьми. Такая уверенность у нас сегодня есть.

Что касается реальных цен, они действительно высокие. И на нефтепродукты внутри страны выросли за весь этот год на 17 с лишним процентов. Очень высокий рост. Он, кстати, внес свой вклад в рост инфляции в стране в целом. Но он не только растет. В октябре по сравнению с сентябрем все-таки снизился. Почему? Потому что произошло снижение цен на мировых рынках. Все-таки Россия сегодня очень зависит от того, что происходит в мировой экономике, поскольку экономика наша является открытой и рыночной.

Как видите, есть здесь и положительные моменты, потому что она становится более мощной, но есть и отрицательные. Правительство должно соответствующим образом реагировать, конечно, должно следить".

Про цены на газ

«Газпром» продает свои ресурсы, наши с вами ресурсы, за границу по ценам в несколько раз дороже, чем внутри страны. Если внутри страны у нас 50--60 долл. за тысячу кубов в долларовом эквиваленте, за границу продают по 150--170 долл. за тысячу кубов. И вот из этой выручки и идут как раз эти 35 дополнительных миллиардов рублей на газификацию страны. Это делается, делалось и обязательно будет делаться, без всяких сомнений.

Вы знаете, у нас проблема в другом. У нас проблема в том, что внутренние дешевые цены подталкивают не население, а всех участников экономической деятельности к тому, чтобы потреблять только газ и отказываться от других энергоносителей: от угля, от топочного мазута и так далее. Это приводит к известным перекосам в экономике, и мы должны обязательно решать эту проблему, потому что нам нужен естественный баланс энергоносителей внутри страны, внутри экономики Российской Федерации".

Про нефть и экологию

"Во всех индустриальных странах, да и в развивающихся экономиках, всегда люди решают одну важнейшую для себя задачу -- как обеспечить развитие и сохранить природу. И всегда ищут баланс между первым и вторым. Что касается нас, то мы уделяли и будем уделять первостепенное значение проблемам сохранения природы.

Вы упомянули о проекте нефтяной трубопроводной системы из Сибири к Тихоокеанскому побережью. Должен сказать, что это не простая задача технически и технологически и не дешевая. Не знаю, звучали эти цифры или нет, -- это будет стоить нам дополнительно миллиард долларов. Но поскольку эта трасса подойдет ближе к месторождениям, то нефтяные компании сэкономят на вспомогательных маршрутах. И в целом не такие уж большие траты. А Байкал мы сохраним. Его вообще нельзя оценить деньгами, это наше национальное достояние.

То же самое касается нашей работы и по другим направлениям. Причем это относится и к иностранным компаниям, и к отечественным компаниям. И экологические службы при поддержке (думаю, что здесь мы все союзники) неправительственных экологических организаций будут тщательно следить за соблюдением действующего законодательства".

Про Лесной кодекс

"В наших условиях пока еще рановато переходить к тому, чтобы передавать такое национальное достояние, общенародное достояние, как лес, в частные руки. И я такой закон не подпишу. Речь сегодня может идти, на мой взгляд, о передаче отдельных участков, достаточно больших, для того, чтобы организовать производство и обеспечить такие предприятия, как ваше, необходимым товаром для переработки, передавать эти участки леса в длительное пользование, в аренду. И можно выработать современные способы обеспечения интересов предпринимателей. Такие инструменты есть. Мы по этому пути и пойдем".

Про автопром

"В нашей стране достаточно много людей, которые возражают против принятия заградительных мер по завозу в Россию автомобилей импортного производства, прежде всего подержанных. Потому что для значительной части нашего населения, которая хочет пользоваться автомобильным транспортом, в нашей стране, так же, как и во многих других индустриально развитых странах, машина это не роскошь, а средство передвижения, и все больше и больше мы в этом убеждаемся, у нас автолюбителей все больше и больше становится. Но вопрос в том, как организовать свое собственное производство. И здесь, я думаю, нам не нужно с вами завидовать южнокорейцам -- нужно просто проводить внятную политику развития внутри страны автомобильного производства. И я должен сказать, что я доволен в целом, есть, конечно, и сбои, но в целом я доволен той линией, которая сейчас выбрана правительством по этому направлению.

Что, собственно говоря, делается? Правительство ограничило, и вы знаете об этом, завоз автомобилей, подержанных автомобилей определенного срока. Но полностью, считаю, неправильно запрещать, потому что надо дать возможность гражданам все-таки приобретать тот транспорт, который они в состоянии купить исходя из своей покупательной способности. Но в то же время приняты решения, согласно которым -- и производители автомобильной техники за рубежом знают об этом, -- что эти пошлины будут дальше повышаться, и им выгоднее стало переносить производство на нашу таможенную территорию, здесь, в России производить. Сейчас у нас объявили о начале работы на российском рынке по сборке автомобилей 15 крупнейших мировых компаний. Но это не просто автомобильная сборка. Хочу обратить на это и ваше внимание, и внимание всех других людей, которые интересуются этой проблематикой: Правительство обуславливает в этих договорах определенные вещи. Какие? Они специалистами называются локализацией либо уровнем локализации, другими словами, это значит, что по мере производства и сборки автотранспорта в России часть узлов, агрегатов, деталей должна производиться в самой Российской Федерации, на наших предприятиях. Как правило, в этих контрактах оговаривается, что это должно быть не менее 50%, с выходом на 50-процентный уровень к определенному году. По факту, я думаю, что это будет больше 50%, поскольку экономика будет такой, что выгоднее будет производить в России до 70% комплектующих, а это, согласитесь, уже очень серьезно, потому что это будет повышать и технологический уровень, культуру производства и так далее. Это один путь развития автопрома.

Другой путь, по которому идут некоторые наши национальные компании. Они приобретают лицензии на производство, и уже тогда центр принятия решений, философия развития той или иной машины будет находиться в России. Если в первом случае производство здесь, а политика развития, конечно же, останется в иностранных государствах, в иностранных компаниях, то во втором случае при приобретении лицензии на отдельные виды машин и производство здесь -- и политика развития здесь. Вот по этим двум путям мы и будем двигаться. Рассчитываю, что мы через несколько лет выйдем на уровень примерно два миллиона автомобилей в год. И это будет хороший показатель, который позволит обеспечить все потребности нашего населения, растущие потребности населения".

Про СНГ

"Мне трудно сказать, что происходило в период развала Советского Союза, можно только одно констатировать, что в значительной степени дезинтеграция Советского Союза произошла при определенной позиции самой России. Поэтому говорить о том, что у России есть какие-то имперские тенденции, связанные с возможным возрождением Советского Союза, абсолютно беспочвенно. Это первое.

Второе. Не знаю, что думали в России, когда эти процессы происходили. Может быть, кто-то рассчитывал на то, что это переходный период к возрождению государственного либо квазигосударственного образования на базе Советского Союза. Но надо прямо и честно сказать: в бывших союзных республиках само СНГ воспринималось как механизм цивилизованного развода, и в этих республиках все делали для того, чтобы укрепить свою государственность. Ну что же, Россия предоставила такую возможность, сделала это сознательно, это был выбор России. Хорошо это или плохо -- таковы исторические и политические реалии сегодняшнего дня. Но мы же понимаем: на протяжении столетий Россия и народы этих сегодня независимых государств существовали в рамках единой страны, это не могло не отразиться на межчеловеческом уровне, на экономике, на глубокой кооперации промышленности, на взаимозависимости транспортных коммуникационных систем и так далее. Это, что бы и как бы ни говорили, все-таки особый случай в мировых делах и в международных отношениях, и в международных экономических связях. Поэтому я считаю, что мы должны воспользоваться этими абсолютно очевидными конкурентными преимуществами перед другими нашими партнерами и конкурентами на мировых рынках. Мы должны двигаться в сторону не только координации, но и интеграции, прежде всего в экономической сфере. И в этом смысле у нас такие механизмы создаются. Мы говорим о разноскоростных интеграционных процессах: это и единое экономическое пространство, это ЕврАзЭС, это -- в сфере обороны -- Договор о коллективной безопасности. Всем этим нельзя пренебрегать. Наоборот, мы намерены уделять этому первостепенное значение. И должен еще раз подтвердить, что направление сотрудничества со странами СНГ -- абсолютный приоритет внешней политики Российской Федерации".

Про союзное государство с Белоруссией

"Мы выступаем за то, чтобы ускорить этот процесс. Но последовательность шагов должна быть следующей. Сначала нам нужно говорить об экономической интеграции. И в этой связи самым главным я считаю переход на единую валюту...

...В этой связи обращаю внимание на то, что мы никак не можем добиться общих стандартов в вопросе таможенных пошлин, как по импорту, так и по экспорту. И нас некоторые вещи действительно беспокоят. Мы смотрим на, скажем, объем нашей сырой нефти, которая поставляется на НПЗ в Белоруссию, смотрим на потребности самой республики и смотрим на то, сколько поставляется потом нефтепродуктов за рубеж. И здесь нам, конечно же, нужно наводить порядок в процессе нормального диалога с нашими белорусскими коллегами. Если нам не удастся достичь договоренностей, то нам придется вводить какие-то ограничения, чего бы очень не хотелось, потому что в значительной части по вопросам подобного рода согласований добиваться удается.

Мы сейчас находимся в процессе согласования также и политических вопросов, в том числе и по Конституционному акту. Но скажу вам совершенно откровенно и честно: все-таки приоритетом является экономика. Первое.

И второе. Для того чтобы перейти к созданию, скажем, общего парламента и так далее, нужна экономическая база. Нам нельзя создать условия, при которых мы Россию опять поставим в ситуацию противостояния (помните конец 80-х и начало 90-х годов?), противостояния какого-то союзного парламента и чисто российского парламента, наделив их примерно похожей компетенцией и создав условия для перетягивания каната. И, скажу еще более откровенно, это трудно сделать в условиях разворачивающейся политической борьбы в преддверии выборов в Государственную думу. Но насколько будут наши белорусские коллеги готовы к самому важному направлению нашего сотрудничества -- интеграции, к экономической интеграции, должно показать время, и это в значительной степени зависит от них".

Про Грузию, Абхазию и Южную Осетию

"Действительно, люди в Абхазии, в Южной Осетии очень обеспокоены милитаризацией Грузии. И мы в России обеспокоены этим. Ухудшение российско-грузинских отношений связано именно с этим, именно с попыткой или с подготовкой возможного решения южноосетинской и абхазской проблем силовым путем. Если руководство Грузии решится на это, это будет большой ошибкой, и не думаю, что пойдет на пользу грузинскому народу. Ни в коем случае нельзя допустить подобного развития событий. Если люди хотят жить между собой, то нужно использовать мирные средства, нужно находить пути согласия, пути компромиссов.

Что же касается принятия в состав Российской Федерации каких бы то ни было территорий, то должен сказать, что мы не стремимся к тому, чтобы расширять нашу территорию. Даже после распада Советского Союза Россия остается самой большой страной в мире. Нам своей территории достаточно, но мы не можем допустить кровопролития в этом регионе. И все действия, кстати говоря, которые мы предпринимаем в отношении Грузии в последнее время, совсем не связаны с планами вступления в НАТО либо с чем-то еще. Любое государство суверенное само определяет, как обеспечивать свою безопасность. Наши действия обусловлены только одним -- стремлением предотвратить кровопролитие.

Мы знаем предысторию этих отношений между народами Абхазии, Южной Осетии. Мы помним, что еще в 20-м году были совершены три карательные операции грузинскими вооруженными силами в отношении осетин. Это все тяжелая история, доставшаяся нам в наследство. Надо помнить это, знать об этом и действовать крайне аккуратно.

В международном праве есть некоторые противоречия. С одной стороны, говорится о необходимости соблюдения принципа территориальной целостности, и Россия придерживается этого принципа и в отношении Грузии, разумеется, и в отношении всех других стран. Есть и такое понятие в международном праве, как право нации на самоопределение, и это тоже есть. Поэтому, несмотря на эти противоречия, мы должны искать выход из ситуации. Но, конечно, мы будем внимательно следить за международными прецедентами, в том числе и косовскими".

Про Грузин

"Грузинский народ всегда был наиболее близок к России. Напомню, что Грузия добровольно вошла в состав Российской империи. И тогда, когда она входила в Российскую империю, у нее не было этих территорий: ни Южной Осетии, ни Абхазии. Но это сейчас уже даже неважно. Важно то, что мы с огромным уважением относимся к грузинскому народу. Это действительно так, это подтверждается всей историей нашего совместного существования. Посмотрите, в военной сфере, в искусстве, в науке -- в любой сфере грузины внесли огромный, а подчас просто неоценимый вклад в развитие российской государственности. Не случайно у нас и памятники стоят грузинам в Москве и в других регионах Российской Федерации. Все это наше общее достояние. Нас очень тревожит курс, взятый нынешним руководством на решение своих территориальных проблем с помощью силы. Вот что нас беспокоит прежде всего. Вот что мы должны предотвратить. Это мы делаем как в диалоге с грузинскими нашими коллегами, так и на международном уровне, в ОБСЕ. Мы принимаем активное участие в миротворческих операциях там, стараемся предотвратить конфликт. Напомню, что многие наши военнослужащие погибли, исполняя этот интернациональный долг, погибли, отдали свою жизнь для решения этой задачи.

Ну и, наконец, совсем недавно, вы знаете, была принята соответствующая резолюция Совета Безопасности ООН. Надеюсь, что грузинские власти не будут уподобляться другим государствам, которые игнорируют мнение международного сообщества, прислушаются к мнению международного сообщества и примут все необходимые меры для того, чтобы решать свои проблемы мирными средствами. А мы со своей стороны, как и раньше, готовы к тому, чтобы отношения с таким близким народом, как грузинский народ, вошли в нормальную колею".

Про антигрузинские настроения в России

"Конечно, правоохранительные органы постоянно должны вести борьбу с криминалом. Этнические преступные сообщества существовали и в Советском Союзе, и в России существуют, и борьба с ними ведется давно. Никакой избирательности здесь быть не должно. Известная русская поговорка: "Заставь не очень умного человека Богу молиться, он рад лоб расколотить". Я, конечно, не могу одобрить выборочные действия по этническому принципу. Наоборот, призываю и правоохранительные органы, и административные органы не только воздержаться от этих действий -- считаю, что эти действия недопустимы, особенно если это касается людей, которые проживают в России легально, и тем более касается российских граждан. Должно быть абсолютно исключено.

Что же касается криминала, то борьба с ним должна вестись постоянно и всегда. Ну а в грузинском случае это просто привлекло особое внимание, поскольку носит наиболее острый характер. Вместе с тем хочу сказать, что, скажем, то, что касается выдворения из России граждан других республик, которые находились в Российской Федерации незаконно, с нарушением миграционного законодательства, -- не буду даже называть, но граждане одной республики выдворены из России в количестве 15 300 человек, из другой республики -- 13 400 человек, по-моему. А граждан Грузии -- пять тысяч. Разницу чувствуете? Поэтому говорить о том, что это исключительно избирательно, неправильно, это неправда. А работа эта должна вестись и дальше. Но нужно, конечно, совершенствовать законодательство с тем, чтобы (я уже об этом говорил), безусловно, обеспечить приоритет и интересы коренного населения России и на рынке труда, и в сфере торговли".

Про фашизм

«Вы знаете, мне горько говорить об этом, тем более что, когда мы обращаем внимание на то, что происходит в других странах, мы сами резко осуждаем подобные проявления (героизацию войск СС, реабилитацию нацизма), но внутри собственной страны сталкиваемся с проблемами подобного рода. Горько об этом говорить. И судебная система, правоохранительные органы, конечно, должны адекватно и оперативно на это реагировать... ...Судебная система у нас развивается хорошими темпами. Несмотря на все проблемы, которые там еще существуют, все-таки выносятся приговоры по существу, без всякой лакировки правонарушений подобного рода. Будем следить за тем, чтобы так действовать и в дальнейшем, с тем чтобы на нашей земле ничего подобного не происходило».

Про убийства А. Козлова, А. Политковской, Д. Фотьянова

"Конечно, то, что вы сейчас вспомнили про эти резонансные преступления, не случайно. Потому что они будоражат общество. И вообще, когда происходят такие кровавые преступления, они законным образом привлекают внимание страны к событиям подобного рода. Но должен вам сказать, что количество заказных убийств у нас все-таки сокращается. Это сухие данные статистики, и это объективные данные. Вопрос в том, что к преступлениям подобного рода привлекается особое внимание общества, в том числе и с помощью средств массовой информации, это абсолютно правильно. Мы не должны проходить мимо подобных проявлений. Это касается и политической сферы, это касается экономической сферы. Думаю, что в значительной степени это связано, скажем, в экономике, с тем, что государство стало активнее бороться с нарушениями в экономической сфере, стало более энергично наступать на пятки тем, кто пытается набить свой карман за счет блага миллионов людей. Вот в этом дело. Но что касается политики, то у нас политическая борьба тоже не стала более мягкой и цивилизованной, к сожалению. Но задача государства, обязанность государства -- довести любое расследование подобного рода до конца. Это касается и убийства представителей средств массовой информации, это касается и преступлений в сфере экономики. Вы, наверное, знаете, наверняка слышали об этом, что непосредственные исполнители преступления в отношении заместителя председателя Центрального банка России уже задержаны, ведется следствие. Надеюсь, что и по другим преступлениям подобного рода работа будет доведена до конца".

Про ипотеку

"Самым острым является обеспечение молодых семей, особенно на селе, жильем. Какие здесь существуют способы решения проблемы? Ипотечный кредит -- сегодня он достаточно дорогой. Что делают в других странах мира и что у нас сейчас пытаются сделать соответствующие службы? Это субсидирование налоговой ставки. Помощь гражданам, которые покупают жилье по ипотечным кредитам, при выплате банковской ставки. Она сегодня достаточно высокая, но субсидирование это достигает 95%. Причем это за счет федеральных средств, плюс еще 5% -- за счет региональных. Молодым семьям предоставляется субсидия на 35--40% от стоимости самого жилья. А если появляется ребенок, плюс дополнительно еще 5%.

В общем и целом, механизмы выработаны, и, надеюсь, что во многих регионах страны они работают, и работают достаточно эффективно. Нужно наращивать эти усилия государства для того, чтобы они дошли до всех нуждающихся".

Про материнский капитал

"Что касается так называемого материнского капитала. Он, как вы наверняка слышали, определен в размере 250 тыс. руб., он будет выплачиваться всем женщинам, которые родили второго ребенка либо последующих детей, 1 января и в последующее время 2007 года. К сожалению, этот закон не распространяется на подобные случаи до 1 января 2007 года. Говорю об этом сознательно, потому что знаю, что вопросов по этому поводу много, но это общее, абсолютно общее для всех систем право, во всех странах мира правило -- закон обратной силы не имеет. Он начинает действовать с того момента, в который он принят либо обозначено его вступление в силу...

...Тратить эти деньги можно будет через три года, с 1 января 2010 года. Почему? И я думаю, что вы меня поймете. К сожалению, у нас много случаев отказов от детей, и законодатель, да и правительство исходили из того, что три года -- это такой срок, который дает ясное понимание того, что ребенок останется в семье. Говорю об этом прямо, хоть и не очень приятно об этом даже говорить. Тем не менее это факты жизни, и с ними нужно считаться.

Как можно потратить эти деньги? По трем направлениям. Первое -- можно истратить эти средства на обучение ребенка в соответствующих учебных заведениях при получении соответствующих документов. Можно истратить эти деньги на приобретение жилья или на погашение кредитной ссуды либо добавить к этим средствам дополнительные деньги семьи и приобрести квартиру, либо дом, либо что-то другое, либо другим образом истратить на приобретение жилья. Или женщина может положить эти деньги в накопительную часть своей собственной пенсии на будущее...

...Мы понимаем, что нужно помочь женщине вернуться как можно быстрее в трудовую деятельность, для этого нужно оказать помощь в устройстве ребенка в дошкольно-воспитательное учреждение. И за первого ребенка -- 20% компенсация, за второго -- 50% компенсация, за третьего ребенка -- 70% компенсации от той суммы, которую родители должны платить за детский сад".

Про налог на бездетность

"У нас был такой налог в советские времена. Думаю -- не думаю, убежден -- закон не может быть не моральным. Закон всегда морален. Иначе это плохой закон. Мне представляется, что введение закона о налоге на бездетность не имеет под собой моральных оснований, и принят быть не может".

Про израильского президента и его женщин

"Абсолютно, конечно, недопустимо использование служебного положения для того, чтобы принуждать женщину к сожительству, извините, или так далее (здесь нечего стесняться, нужно говорить о вещах прямым текстом).

Что же касается израильского случая, то это все-таки случай особый. Там десять женщин объявили о том, что президент их изнасиловал, а совсем недавно предъявлены претензии к премьер-министру в коррупционной сфере. С чем это связано? Это связано, на мой взгляд, -- и многие эксперты со мной согласятся -- с тем, что значительная часть израильского общества неудовлетворена действиями своего руководства в ливанском конфликте. Многие рассматривают происшедшие события как поражение -- и сразу начались атаки и на президента, и на премьер-министра, и на начальника генерального штаба. На мой взгляд, использовать такие инструменты, как защита прав женщин, для решения политических вопросов, не имеющих к этому никакого отношения, абсолютно недопустимо, потому что это само по себе дискредитирует важную задачу борьбы за права женщин...

...Действительно я высказывался по этому вопросу, когда у меня был в гостях премьер-министр Израиля. Правда, журналисты уже выходили из помещения и слышали краем уха, что там что-то по этому поводу говорилось. Потом начали на этот счет рассуждать. Чтобы не было никаких рассуждений, я вам откровенно сейчас изложил свою позицию. В отношении представителей прессы могу сказать так, как мы в свое время шутили, когда я работал в совершенно другой организации: их прислали подглядывать, а они подслушивают. Некрасиво".

Про наши неудачи в футболе

"Мне кажется, что вопрос несложный. Думаю, что это не в новом тренере дело, а в системе организации футбола в России. Тренер, который по контракту приехал на работу в Россию, -- хороший специалист, и он это доказал на практике, работая в разных странах мира. А наши проблемы... Их много, этих проблем. Одна из них заключается в том, что у нас недостаточно хороших полей. Их в разы меньше, чем в развитых футбольных странах. Другая заключается в том, что у нас очень мало внимания уделяется молодым людям, детям, которые хотят заниматься спортом вообще, и футболом в частности. И следующая проблема заключается в избыточном количестве иностранных легионеров в наших футбольных клубах, их слишком много. Нужно, на мой взгляд, это количество ограничивать. Потому что когда составляется национальная сборная, то вроде как и выбирать уже не из кого, и плюс это избыточное количество легионеров подавляет рост молодых и талантливых игроков".

Про то, что будет после 2008 года

"Думаю, что все будет хорошо, даже уверен в этом. Более того, по моему глубокому убеждению, Россия вступает в совершенно новый этап своего развития. Этап устойчивого роста экономики и решения на этой базе социальных задач, главная из которых заключается в том, чтобы устранить дисбаланс между теми людьми, которые у нас живут очень хорошо и получают огромные доходы, и теми нашими гражданами, которые живут еще пока очень бедно. Вот этот разрыв между доходами мы можем, должны и будем сокращать. Мы не сможем этого сделать, если не будем развивать нашу политическую систему, основанную на демократических принципах. И это тоже одна из важнейших задач будущего. Она и сейчас решается, и в будущем мы можем, должны ее решать, и будем ее решать.

Что касается меня, то я говорил, Конституция -- даже несмотря на то, что мне моя работа нравится, -- Конституция не дает мне права баллотироваться третий раз подряд. Но, даже утратив властные полномочия и рычаги президентской власти, я думаю, что, не подгоняя Основной закон под свои личные интересы, мне удастся сохранить самое главное, чем должен дорожить человек, который занимается политикой, -- ваше доверие. И, используя это, мы с вами сможем влиять на жизнь в нашей стране и на то, чтобы гарантировать ее развитие поступательным образом с тем, чтобы оказывать влияние на то, что происходит в России".

//  читайте тему  //  Телеконференции и обращения Путина