|
|
N°197, 26 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Загазованный вопрос
Владимир Путин пообещал сократить поставки нефти в Белоруссию
В ходе вчерашнего общения с предпринимателем из Брянска президент Владимир Путин пригрозил Белоруссии сокращением поставок нефти, если странам не удастся договориться о ставках таможенных пошлин на нефтепродукты. «Обращаю внимание на то, что мы никак не можем добиться общих стандартов в вопросе таможенных пошлин как по импорту, так и по экспорту. И нас некоторые вещи действительно беспокоят. Мы смотрим на, скажем, объем нашей сырой нефти, которая поставляется на НПЗ в Белоруссию, смотрим на потребности самой республики и смотрим на то, сколько поставляется потом нефтепродуктов за рубеж. И здесь нам конечно же нужно наводить порядок в процессе нормального диалога с нашими белорусскими коллегами. Если нам не удастся достичь договоренностей, то нам придется вводить какие-то ограничения, чего бы очень не хотелось, потому что в значительной части по вопросам подобного рода согласований добиваться удается», -- сказал президент.
По большому счету это камень в огород прежде всего ЛУКОЙЛа, «Сургутнефтегаза», «Русснефти» и «Славнефти», основных поставщиков сырья на белорусские нефтехимические комбинаты. Ведь представители этих компаний не скрывали, что за счет разницы в ставке российских и белорусских экспортных пошлин на нефтепродукты выгоднее заниматься переработкой их в соседней республике. Представители компаний вчера отказались комментировать ситуацию в связи тем, что на данный момент никакого решения относительно тарифно-таможенной политики не принято. А эксперты считают, что столь резкий выпад связан с обострением отношений между Россией и Белоруссией по вопросу повышения цен на газ.
Таможенные споры между Москвой и Минском идут давно. Согласно действующему между двумя странами соглашению о единой таможенной системе при ввозе на территорию Белоруссии российских товаров, и в частности нефти и нефтепродуктов, не взимается экспортная пошлина. При дальнейшем экспорте светлых нефтепродуктов из Белоруссии пошлина составляет 57 долл. за тонну. В то время как при экспорте из России она достигает 172,4 долл. за тонну. Пошлины на мазут в Белоруссии составляют 37,5 долл. против российских 79,2 долл. за тонну. В итоге уровень цен белорусского импорта нефти примерно на 40% ниже российских экспортных цен и на 45% -- мировых цен на нефть. Такая ситуация привлекла российских нефтяников, в результате чего некоторые из них -- прежде всего ЛУКОЙЛ и «Русснефть» Михаила Гуцериева -- заявляли о готовности рассмотреть вопрос инвестиций в расширение нефтеперерабатывающих и нефтетранспортных мощностей в Белоруссии. Г-н Гуцериев более года назад даже построил нефтеналивную эстакаду в Брянской области вблизи границы двух стран для транспортировки нефти и ведет переговоры о создании совместного предприятия с белорусской стороной для строительства еще одной эстакады -- для слива нефти на одном из заводов.
Объем поставок нефти на перерабатывающие заводы Белоруссии в этом году, согласно топливно-энергетическому балансу двух стран, должен составить 19,75 млн тонн, в то время как сама Белоруссия добывает около 2 млн тонн в год. Таким образом, согласно подсчетам российской стороны, потери России от разницы пошлин только в этом году могут превысить 4 млрд долл. В качестве решения проблемы Москва предлагала либо подтянуть белорусские пошлины на нефтепродукты до уровня российских, либо компенсировать ей недополученные средства -- около 85% от суммы экспортных пошлин на белорусские нефтепродукты. Однако Минску такие предложения оказались не по душе. По словам представителей белорусского правительства, у России нет прав требовать компенсации или повышения экспортных пошлин на белорусской границе. Как ранее отмечал глава государственного нефтеперерабатывающего концерна «Белнефтехим» Михаил Осипенко, «механизм повышения таможенных пошлин до российского уровня приведет к убыточности нефтепереработки для России и Белоруссии». «Если Белоруссия повысит экспортные пошлины, аффилированные лица российских нефтяных компаний, которые работают в Белоруссии, не будут прилагать усилий по выбору квот на переработку». Поэтому пока проблема остается нерешенной.
После аварии на нефтепроводе «Дружба» в июне этого года поставки трубопроводной нефти и так были сокращены на 30%. Как пояснили «Времени новостей» в «Белнефтехиме», управляющем Мозырским и Новополоцким НПЗ, пока недостающие объемы нефти частично транспортируются по железной дороге. Тем не менее объемы производства этих заводов несколько снизилось. В частности, Мозырский НПЗ (где вторым акционером является «Славнефть») сократил производство на 19%.
Впрочем, эксперты полагают, что вчерашняя угроза Владимира Путина лежит в рамках кампании по увеличению цены российского газа для Белоруссии. Как известно, «Газпром» ведет тяжелые переговоры о контракте на следующий год. По неофициальным данным, в проекте договора, который получил Минск, фигурирует цена в 200 долл. за тысячу кубометров. Сейчас «Белтрансгаз» получает 21 млрд кубометров по самой низкой среди соседей цене -- 46,68 долл. Ссылаясь на союзные отношения, Белоруссия требует индексировать цены в соответствии с темпами роста стоимости газа для российских потребителей. Однако «Газпром» заявил о том, что со всеми зарубежными покупателями переходит на европейские принципы купли-продажи газа. В качестве возможного компромисса рассматривается создание СП на базе «Белтрансгаза», который является монополистом на белорусском рынке и транспортирует на экспорт по своим сетям около 17 млрд кубометров газа из России. Иными словами, речь идет о продаже 50% предприятия «Газпрому». Недавно стороны наняли оценщика -- голландский банк ABN Amrо, который должен завершить работу до конца ноября. После чего стороны приступят к коммерческим переговорам о цене сделки. Впрочем, оценка может не устроить какую-то из сторон. К примеру, президент Белоруссии уверял, что не продаст «Белтрансгаз» дешевле рыночной цены, которую он еще три года назад сам установил на уровне 5 млрд долл. И тогда европейцев ожидает очередная нервотрепка, поскольку сценарий с прекращением поставок газа Белоруссии с последующим несанкционированным отбором из экспортного потока вполне вероятен.
Как говорит представитель одной из компаний, поставляющих нефть в Белоруссию, «к концу года всегда происходит обострение отношений по цене газа с соседними республиками, но как только оно заканчивается, затихают и угрозы ограничить поставки нефти».
Анна ГОРШКОВА, Алексей ГРИВАЧ