|
|
N°197, 26 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Денежный знак
Дмитрий Козак начал вводить элементы внешнего финансового управления на Кавказе
Полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак предпринял на этой неделе первую попытку начать по-новому строить взаимоотношения между федеральным центром и регионами вверенной ему части страны, научить южные республики разговаривать на относительно современном экономическом языке. После того как в Элисте (Калмыкия) состоялся Совет глав регионов ЮФО, почти все кавказские руководители, за исключением скоро уходящего со своего поста президента Адыгеи Хазрета Совмена, собрались в Москве на заседании созданной месяц назад комиссии по вопросам улучшения социально-экономического положения в округе.
Комиссию уже успели прозвать правительством юга России, хотя таковой она, безусловно, не является -- просто в нее входят почти все экономические и социальные министры федерального кабинета. Хотя сам полпред уже не раз говорил, что контроль за распределением федеральных денег между не вполне благополучными южными регионами не является главной задачей комиссии, речь и в Элисте, и в Москве шла именно об этом.
Г-н Козак, как известно, предлагает сделать механизмы финансирования регионов не такими «завуалированными и неочевидными», какими они являются сейчас, когда региональные власти, получая из Москвы от 60 до 90% собственного бюджета, имеют право самостоятельно распоряжаться этими средствами, что делают далеко не всегда эффективно. Полпред предлагает дифференцировать для регионов свободу принятия бюджетных решений в зависимости от уровня их дотационности и текущих экономических успехов. Условно говоря, Карачаево-Черкесия, уровень дотационности которой оценивается примерно в 63%, должна получить право более самостоятельно распоряжаться деньгами, чем Дагестан, дотируемый на 79%. При этом если Дагестан сознательно откажется от части федеральных трансфертов или продемонстрирует высокие темпы роста, равенство в правах тотчас же будет восстановлено. К слову, Дагестан как раз удостоился на заседании похвалы.
Регионы-лидеры будут поощряться дополнительными федеральными капиталовложениями, и в 2007 году на эти цели уже предусмотрено выделить 11 млрд руб. Полпред считает, что сумма эта недостаточна. По его мнению, на такую дополнительную поддержку может претендовать половина регионов юга. Впрочем, в полном объеме дифференцированное бюджетное планирование может быть введено не раньше 2008 года -- на сегодняшний день даже в полпредстве не знают, как именно будут установлены «конкретные нормативы» и обеспечена «объективность рейтингов».
Пока комиссия подготовила несколько поправок в Бюджетный кодекс. Губернаторы ЮФО попросили главу Минфина Алексея Кудрина подготовить «методичку», которая помогла бы им сориентироваться в новых правилах, а не «заниматься астрологическими прогнозами» на предмет предполагаемого объема федеральных вложений. Округ также готов помочь с реформой «бюджетной сети» в области социальных услуг населению, которая на сегодняшний день является одной из самых очевидных «черных дыр», по сути недоступных финансовому контролю.
Губернаторы, кажется, расслышали наконец смысл предложений полпреда о бюджетной дифференциации и перестали пугаться внешнего финансового управления как некоего неизбежного зла и угрозы своим выстраданным суверенитетам. Отношение к новой схеме, впрочем, по-прежнему зависит от текущего состояния регионов. Президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков, к примеру, рад нововведениям и надеется на рост эффективности межбюджетных отношений. Новая схема, по его мнению, может стимулировать усилия руководства регионов по снижению дотационной зависимости. КБР амбициозно планирует снижать этот показатель «на 5--10% ежегодно». В 2005 году КБР дотировалась на 65,2% -- это далеко не самый высокий показатель на Северном Кавказе.
Лидеры более дотационных регионов, где доля федеральных трансфертов превышает 80% -- а такой уровень может грозить временным внешним финансовым управлением, если полпреду удастся осуществить свой проект бюджетной дифференциации в полном объеме, -- в комментариях более сдержанны. И склонны по-прежнему просить дополнительных федеральных денег, например на выплату компенсаций жертвам сталинских репрессий или обустройство беженцев. Такие региональные элиты, видимо, вполне удовлетворены низкими рейтинговыми местами своих экономик и не хотят расставаться с системой, позволяющей им распоряжаться федеральными деньгами по своему усмотрению.
Полпредство в свою очередь хотело бы вместо привычных просьб о материальной помощи в обмен на политическую стабильность получать от регионов хорошо просчитанные инвестиционные программы. К таким программам округ, по словам Дмитрия Козака, готов подключать и серьезных частных инвесторов, и создаваемый в ЮФО с их помощью фонд прямых инвестиций.
Иван СУХОВ