|
|
N°209, 14 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пламенный мотор
Америка убеждает себя, что он стал причиной крушения
Расследование произошедшей в понедельник утром в Нью-Йорке катастрофы рейса №587 компании American Airlines пока не дало достоверных ответов на вопрос о том, что было причиной трагедии, унесшей жизни 265 человек. Тем не менее представители властей и технические эксперты поторопились заявить, что причиной гибели самолета стал наверняка не теракт. Пока расследование находится целиком в руках Национального бюро по безопасности на транспорте (NTSB), что недвусмысленно указывает на отсутствие криминальной подоплеки -- в противном случае делом занялись бы люди из ФБР.
В иной ситуации такая торопливость в выводах могла бы вызвать недоумение и обвинения в отсутствии профессионализма. Однако после событий 11 сентября стремление уверить страну в том, что самолет разбился без помощи террористов, является мощным оружием психологической самозащиты от паники и недоверия к властям. Поскольку сами по себе самолеты все же не падают, американцы заранее готовы списать трагедию на двигателестроителей из фирмы General Electric и нерадивых технических инспекторов American Airlines.
В настоящее время анализ причин гибели А300 сосредоточился на поиске возможных неисправностей в двигателе типа CF6-80C2A5, приведших к его разрушению в воздухе. Летом прошлого года надежность двигателей этой модификации вызвала озабоченность у Федерального управления гражданской авиации США (FAA), распорядившегося о более частых проверках движущихся деталей турбины на наличие трещин. В 2000 году двигатель CF6 дважды выходил из строя при взлете на лайнерах DC-10 и Boeing 767, правда без катастрофических последствий. Однако в 1989 году разрушение центрального двигателя CF6 ранней модификации привело к гибели трехмоторного лайнера DC-10 компании United Airlines.
Хотя аэробус А300 может лететь и с одним двигателем, внезапное выпадение двигателя могло привести к разрушению расположенных в крыле гидравлических систем и топливных магистралей. Эксперты из NTSB полагают, что причиной гибели А300 мог быть выброс обломков двигателя, способных повредить системы управления или подачи топлива. К примеру, при недавнем происшествии с самолетом компании Monarch Airlines оторвавшаяся лопатка турбины CF6 пробила в гондоле двигателя дыру диаметром 8 см и ударилась об крыло. В сентябре 2000 года часть такого двигателя при наземных испытаниях вообще пробила насквозь левое крыло лайнера компании US Airways.
Фирма General Electric считает двигатель «феноменально надежным»: с 1984 года их было построено около 3 тыс. и они установлены более чем на тысяче самолетов, включая самолет президента США и распространенные модели дальнемагистральных самолетов Airbus A310, Boeing 747, Boeing 767 и MD-11. Обнародование информации о малой надежности двигателей этих популярных лайнеров приведет к усилению возникшего после терактов 11 сентября страха людей перед воздушными путешествиями, что ухудшит и без того непростое экономическое положение авиаперевозчиков.
Что касается истории с нью-йоркской трагедией, то в ней остается немало вопросов. Оторвавшийся левый двигатель эксплуатировался после капремонта всего лишь 694 часа при норме в 10 тыс. часов, и его разрушение будет нелегко списать на технический недосмотр. Сразу после катастрофы губернатор штата Нью-Йорк Джордж Патаки сообщил, что перед падением пилоты, предчувствуя катастрофу, сбрасывали в море топливо, но эта информация не подтвердилась -- на это у летчиков просто не было времени. Более того, не имевшее следов разрушений вертикальное оперение погибшего самолета упало в море поодаль от места падения корпуса машины. Судя по всему, самолет развалился на части еще в воздухе, а это не дает возможности окончательно исключить версию взрыва и следа Бен Ладена.
Александр ТИМОФЕЕВ