|
|
N°197, 26 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Некоммерческий капитализм
Госдума позволит НКО работать на проценты
Некоммерческие организации теперь смогут не только тратить деньги, но и зарабатывать их. Правда, опосредованно -- через управляющие компании. Законопроект, устанавливающий финансовую основу деятельности НКО, был внесен на днях в Госдуму и сегодня будет обсуждаться на слушаниях, организованных Общественной палатой и Минэкономразвития. Как рассказал корреспонденту «Времени новостей» один из авторов законопроекта, глава комитета по гражданскому, уголовному, процессуальному и арбитражному законодательству Павел Крашенинников, эту инициативу не стоит рассматривать как попытку поставить под контроль финансовые потоки, идущие в некоммерческий сектор. Напротив, законопроект расширит возможности привлечения НКО средств для своей деятельности: благотворительных и образовательных программ и т.п.
По словам депутата, сейчас для значительной части фондов и общественных организаций «первоначальным» капиталом являются пожертвования. И НКО их просто тратят. «Мы уже ввели в Гражданский кодекс понятие пожертвования как вида дарения на социальные нужды, в третьей части кодекса предусмотрели случаи, когда человек может свое пожертвование в какой-нибудь фонд даже завещать. И такие случаи уже есть, -- сказал г-н Крашенинников. -- В новом же законе о целевом капитале мы хотим предусмотреть дальнейшие легальные возможности по расходованию этих денег даже не в интересах самих НКО, а в интересах тех, кому они помогают». Теперь НКО при желании смогут пустить получаемые в виде пожертвований деньги в оборот и приумножить их. Полученную прибыль, правда, разрешается тратить строго на уставную деятельность, причем финансовые отчеты предполагается сделать доступными всем интересующимся, размещая их в Интернете.
Зарабатывать организациям, считающимся некоммерческими по определению, позволят с помощью сторонних управленцев. После того, как из пожертвований сформируется некий капитал, НКО должна будет заключить договор с какой-нибудь коммерческой организацией об управлении этими средствами. Доходы от управления целевым капиталом вернутся в НКО, причем, как подчеркнул г-н Крашенинников, законопроект не ограничивает расходование этой прибыли, если речь идет об уставной деятельности. Однако в законе оговорено, что на административно-управленческие расходы, связанные с формированием целевого капитала, НКО вправе потратить или не более 15% от суммы дохода от целевого капитала, или не более 10% от суммы дохода от целевого капитала, поступившей за отчетный год.
Впрочем, новая схема финансовой работы доступна не для всех НКО. Капитал могут формировать только те из них, которые созданы в форме фонда, автономной некоммерческой организации, общественной и религиозной организации. Из других ограничений стоит отметить, что формируемый целевой капитал не может пополняться средствами господдержки. Также государственная организация не может стать управляющей компанией -- зарабатывать с помощью денег НКО могут только АО и ООО. Обязанности управляющей компании, порядок оплаты расходов и вознаграждений управляющей компании также расписаны в законе. Однако, по словам г-на Крашенинникова, никаких ограничений по видам деятельности для управляющей компании не предусматривается. Без разницы, будет ли она торговать водкой или инвестировать деньги капитала в жилищное строительство или другой бизнес.
Ирина БЕЛАШЕВА