|
|
N°197, 26 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Самые высокие, длинные, широкие
Зодчие получили награды и обсудили профессиональные проблемы
В Манеже прошел Международный фестиваль «Зодчество-2006», приуроченный к пятнадцатилетию «новой России». Как сказано в предисловии к каталогу выставки, он раскрыл «итоги развития архитектуры в новых социально-экономических условиях». «Хрустальный Дедал» -- главная национальная премия в области архитектуры -- вручен петербургскому коллективу под руководством В. Блашкевича (архитектор С. Лалазоров, конструктор В. Вавилова, инженеры -- Т. Зотова и Н. Цветков) за комплексную реконструкцию и реставрацию Российского государственного академического театра драмы имени А.С. Пушкина.
Петербургская школа реставрации славится высоким профессионализмом. Внимание к культурному наследию, государственный масштаб памятника, каким является Александринка, и качество работы составили триединство, которым, видимо, объясняется выбор победителей.
За реставрацию награждены и другие коллективы: Золотым дипломом отмечены А. Бернштейн и С. Бучнева, авторы реставрации Орловской богадельни в Подколокольном переулке в Москве.
Петербургские архитекторы не раз отмечались наградами, представив несколько запоминающихся проектов и построек. По числу наград они соперничали с группой омчан, а также представителями административных структур. Последних поощрили за развитие градостроительной активности, которая очевидным образом сказалась в экспозиции этого года. Планшеты с обновленными генпланами городов были примерно в равной пропорции со стендами, отражавшими рвение по части строительства комфортного и «доступного» жилья.
Несмотря на то что среди награжденных были москвичи, в экспозиции их участие почти не читалось, если не считать стендов мастерской В. Гинзбурга. Смотр лучших проектов и построек за 2004--2006 годы происходил в отсутствие большинства лучших архитектурных фирм. Московские бюро, составляющие ядро «Арх-каталога» на фестивале «Арх-Москва», выставку проигнорировали. Преобладало ощущение принужденности и номенклатурных директив, а в калейдоскопе российской архитектуры складывались картины не слишком разнообразные. Что явно противоречило открывающему выставку изречению «Архитектура -- это экономия во всем, кроме идей и замыслов».
Экспозиция встречала кумачом транспаранта, растянутого над входом. Слова Гете перемежались дефинициями Л. Кана. Все говорило о том, что мы высоко держим знамя культуры, из истории которой стараемся взять все самое лучшее. Осмотр огромной, плотной по составу выставки сопровождался знакомством с удмуртской народной самодеятельностью, оглушавшей звуками песен и плясок. Торговали мелким товаром -- платками, шалями, бижутерией. На закрытии читали стихотворение Пушкина «Пророк». Символизирующая наше радушие пословица «Что есть в печи -- на стол мечи» очень шла к событию -- смотру достижений профессии.
С коробейниками, предлагавшими бижу, соседствовал стенд группы компаний «Классик-проект». Он информировал о том, что «самое высокое здание будет построено в России». Высота без шпиля -- 730 м, общая -- 951, это гостиничный комплекс «Тридцать три богатыря». А самое длинное будет построено тоже в России: длина 2050 метров -- это гостиничный комплекс «Гуси-лебеди». Выяснилось, что все воздвигнут их в Анапе -- на основе подмосковного строительного опыта. Как заявил руководитель группы компаний Андрей Карпов, «держава не подведет и даст достойный ответ самому высокому небоскребу в Дубае». О Нормане Фостере, собирающемся строить небоскреб в московском Сити, речи не было.
Сам британский архитектор не приехал на фестиваль, делегировав своего партнера. С мастер-классами выступали и другие представители профессиональной элиты: питерец Сергей Чобан, живущий и строящий в Германии и России, руководитель известной петербургской мастерской Никита Явейн...
Дух державного величия отечественного зодчества был несколько развеян на пресс-конференции с участием ведущих архитектурных критиков. Разговор сопровождался слайд-шоу, знакомившим с характерными образцами нашей архитектуры последних пятнадцати лет. Большинство из них относилось к явно ретроспективному, эклектическому направлению, которое резко критиковали многие участники дискуссии. Выступали А. Клименко, А. Волчок, А. Гозак, А. Кафтанов и др. Россия была названа обочиной мирового архитектурного процесса, «провинцией с имперскими амбициями».
Разница в качестве проектирования обнаружилась при знакомстве со стендами зарубежных участников -- вильнюсских, таллинских, сербских и будапештских архитекторов. Причины нашего отставания кроются не только в отсутствии технологической базы. Она лишь следствие долгой эволюции, а не итог импульсивного импорта. Сказывается общий дефицит визуальной культуры, обусловленный уничтожением сознания, укорененного в жизненном укладе. «Печально то, что мы уже в который раз начинаем все заново. И это дурной симптом», -- подытожил А. Кафтанов.
Пятнадцатилетие «новой России» сопровождается идентификацией новой архитектуры. Зачастую она предстает странным симбиозом формальных атрибутов взаимоисключающих стилей. Попытка примирить и синтезировать все, что было в отечественной культуре, не всегда оправдывает себя. Призыв заниматься отвечающей запросам времени архитектурой, естественно, снижает градус панегирических отзывов о состоянии российского зодчества.
Ирина КОККИНАКИ, «Архитектурный вестник», -- специально для «Времени новостей»