|
|
N°195, 24 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Алла Сигалова: Чувствую себя электрической розеткой
Спектакль «Кармен. Этюды», поставленный Аллой Сигаловой со студентами Школы-студии МХТ, был отмечен Гран-при на XXVI Международном фестивале ВГИКа. К декабрю хореограф готовит премьеру «Мадам Бовари» в Театре Пушкина. Летом ходили упорные слухи, что с начала этого сезона Алла Сигалова возглавит Новосибирский театр оперы и балета. О прошлом и будущем, о слухах и реальности Алла СИГАЛОВА рассказала Варваре ВЯЗОВКИНОЙ.
-- Вы ставите «Мадам Бовари» в Театре имени Пушкина как драматический спектакль? Раньше вы сами заявляли, что никогда за это не возьметесь.
-- Да-да. Я и начинала ставить иначе. Тогда спектакль для меня был один, но, прожив год, он абсолютно изменился. Тот путь, которым я иду сейчас, единственный для меня возможный способ общения с этим материалом.
-- Актеры произносят со сцены текст?
-- Они только этим и занимаются. Я понимаю, о чем вы говорите...Однако я не могу сказать, что, например, мой «Поцелуй феи», поставленный в Новосибирском оперном, -- это балет, там ведь нет бессмысленных движений. В балете, чаще всего старинном, есть ряд движений, которые мы сами стараемся насытить каким-то смыслом, порой даже перегружая. В театре важно действие, действующие лица, а не бездействующие. Драматический спектакль, который я сейчас ставлю, можно поставить на одну полку со всем, что я делала всегда, и он не будет вываливаться.
-- Последние ваши спектакли посвящены одной теме -- «Кармен», «Мадам Бовари»...
-- Это разные темы...
-- Разве они не из одной области -- природы страсти, природы трагического?
-- Да, меня это больше всего интересует. Критик Вадим Гаевский много лет назад как диагноз поставил, определив один мой спектакль цитатой из Пастернака «о свойствах страсти». Так получается, потому что сама я -- человек, обуреваемый сильными эмоциями, и я все время решаю вопросы жизни с ними: жизни -- борьбы, принятия -- отстранения. О чем еще театр может говорить? Нас влекут большие эмоции, а не математические формулы. В формулах я ничего не смыслю.
-- Вы не собираетесь сами выйти на сцену?
-- Хочу. Понимаю, что амплитуда физических возможностей уже практически равна нулю, хотя знаю, как выражать то, что необходимо. Я стараюсь приходить в театр, когда идут поставленные мною спектакли -- актеры подпитываются моей энергетикой, для них это важно. Я для них как розетка.
-- Опустошения не чувствуете?
-- Нет! У меня проблема освободиться, скинуть энергию, а не набрать. С Володей Машковым однажды говорили об этом: как будто батарейки внутри сидят и аккумулируются от света. Бывает, думаю: придет ли этому конец? Когда вдруг оттуда рубильник вырубят -- и все...
-- Летом прошел слух, что Сигалова возглавит Новосибирский театр оперы и балета. Вы можете это прокомментировать?
-- Борис Мездрич, директор театра, сделал мне это предложение. Я, в свою очередь, предложила такой расклад: я в качестве худрука и Игорь Зеленский, премьер Мариинского театра, в качестве директора балета. К моему большому удивлению, до моей рекомендации Мездрич вообще не знал о существовании такого танцовщика. А потом мне было предложено управлять труппой коллегиально, в составе худсовета, что я вообще считаю неприемлемым. Лидер должен принимать решения и нести весь груз ответственности. А быть винтиком в общей структуре, где никто ни за что не отвечает, -- не для меня. Как раз Игорю будет легко встроиться в этот механизм и быть его частью, так как жизнь танцовщика в театральном коллективе воспитывает эту зависимость и адаптацию к ней. И я абсолютно уверена, что он, как человек одаренный и профессиональный, будет успешен в этой работе.
У меня есть своя концепция балетной труппы, отличающейся от обычных театральных коллективов. Она включает полную почтительность к классическому наследию, на основе которого я сама выросла и была воспитана, -- этим готов был заняться мой друг Сергей Вихарев, несмотря на то что ушел с поста главного балетмейстера Новосибирского театра. Но директор театра пожелал не рисковать, а пойти путем апробированным, таким, как все, и он имеет на то полное право.
-- Сотрудничество с Зеленским продолжится после вашей совместной работы на фестивале «Мариинский»?
-- Я бы хотела на него сделать большой спектакль -- у меня есть задумки.
-- После «Мадам Бовари» что в планах?
-- Есть несколько интересных вещей, о которых говорить рано.
-- Это будет в Москве? Балет или драма?
-- В Москве. Опера. Тем и желаннее.
|