|
|
N°208, 13 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нелюдим и очень опасен
ФБР предполагает, что сибирскую язву рассылает мизантроп-одиночка
Специалисты ФБР и привлеченные ими эксперты пришли к выводу, что споры сибирской язвы распространял в США какой-то асоциальный одиночка, вряд ли связанный с ближневосточными террористами. ФБР редко делится материалами текущих расследований и сейчас обнародовало свои заключения не от хорошей жизни: несмотря на усилия сотен следователей и награду в 1,25 млн долл., поиски таинственного злоумышленника, отправившего письма со спорами язвы, ни к чему не привели.
Власти с тоской вспоминают дело безумного ученого Теодора Кочинского: он 18 лет посылал своим жертвам бандероли с самодельными адскими машинами, но был арестован не в результате следственных мероприятий, а лишь по доносу родного брата, который узнал знакомые мысли в трактате таинственного бомбиста, опубликованном в газетах.
Власти надеются, что теперь, когда они поделились с общественностью своими выводами, кто-нибудь так же вспомнит, что встречал человека, портрет которого составили психологи ФБР. Они заключили, что письма со смертоносными спорами, от которых заболели 17 человек (четыре из них умерли), отправило одно и то же лицо. Скорее всего это нелюдим, имевший зуб на кого-то из адресатов и воспользовавшийся терактами 11 сентября, чтобы свести с ними счеты.
По статистике, подавляющее большинство почтовых террористов являются мужчинами. Следователи проконсультировались с некоторыми из них, посетив их в тюрьме, и выводы отчасти основаны на этих беседах. Скорее всего злоумышленник работает на такой должности, на которой у него минимальный контакт с людьми. Он, наверное, сводит счеты по почте не в первый раз. Он избегает ссор, но таит злость и предпочитает срывать ее на расстоянии, а не лицом к лицу. Он, видимо, хорошо знаком с Нью-Джерси, где были брошены письма со спорами. С другой стороны, он с таким же успехом мог приезжать за тридевять земель: Кочинский ездил отправлять свои бандероли с бомбами за полторы тысяч верст, из Монтаны в Сан-Франциско.
Некоторые особенности трех записок, сопровождавших споры, наводят на мысль, что их написал человек, для которого английский -- не родной. С другой стороны, не исключено, что автор просто сбивал следствие с толку. На это указывает также то, что слово «пенициллин» написано им с ошибками, хотя власти склонны полагать, что злоумышленник имеет не поверхностные познания в биологии и сам вырастил и обработал споры сибирской язвы в служебной или домашней лаборатории.
Сибирская язва не является эффективным оружием. Ее споры, конечно, можно накопать на скотных дворах, но их как минимум следует измельчить до диаметра в несколько микронов, чтобы они легче проникали в ранки на коже и легочную ткань. Необходимо также лишить споры заряда статического электричества, из-за которого они имеют тенденцию слипаться и опускаться на землю более или менее безвредными комками.
Обнаружив, что NBC, The New York Post и сенатор-демократ Томас Дэшл получили отборные, летучие споры идеального диаметра, власти поначалу предположили, что они могли быть изготовлены лишь военными трех стран: США, России и Ирака. Сейчас следствие склоняется к выводу, что их можно было получить и в домашних условиях с помощью микроскопа, центрифуги и специальной мельнички, которые в США может купить каждый. Все это стоит 2,5 тыс. долларов.
Складывается впечатление, что биотеррорист все больше злился: если в записках, отправленных 18 сентября, было предупреждение: «Немедленно прими пенициллин», то в послании сенатору Дэшлу (9 октября) уже говорилось: «Теперь ты умрешь». Улучшилось и качество спор: Дэшл получил в октябре более эффективный возбудитель сибирской язвы, чем средства массовой информации, атакованные в сентябре.
Увы, вышесказанного мало, чтобы кого-то поймать, и власти решили положиться на население: может, кто-нибудь вспомнит, что у него есть сосед-мизантроп, который увлекается микробиологией, проводит много времени в сарае, зол на весь мир и пишет большими печатными буквами. В Америке, где люди мало лезут в чужие дела, это довольно слабая надежда, но других надежд нет. Надо также отметить, что, возможно, заключения следствия написаны вилами по воде и заразу пускает молодчик в бурнусе и с «гринкартой», который в свободное от биовойны время водит такси в Манхэттене, в отпуск летает на Ближний Восток за спорами и вместо Си-эн-эн смотрит «Аль-Джаззиру». На нее подписаны тысячи американских мусульман.
Владимир КОЗЛОВСКИЙ, Нью-Йорк