|
|
N°194, 23 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Читатель ждет уж рифмы «Розы»...
В Москве открылся Форум культурных пересечений
Продолжение пушкинской строки с ожиданием постылой рифмы известно: «На, вот, возьми ее скорей!» Вот-вот... Морозы -- мы розы. Миллион алых роз. Арозаупаланалапуазора. И Розамунда, и Розамира. Чего только с бедной Розой не вытворяют разные креативщики! И редко эти бурно вплетающиеся в культурные тексты цветы не кладутся на алтарь бессмертной пошлости.
Снова «Розу» нам дарят Федеральное агентство по культуре и кинематографии и пиар-компания Marka:Face:Fashion. Придуманный ими Форум культурных пересечений называется «Розамира» (только по-латыни -- Rozamira). Надежду на то, что эта «Роза» окажется хотя бы не бутафорской, дает состав кураторов и участников фестиваля. Тема его -- культура стран--участников ШОС (Шанхайского соглашения о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве, подписанного Россией, Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией, Таджикистаном и Китаем) и самочувствие России в том пространстве, которое все культурные люди называют Евразией, а Иосиф Бродский называл Азиопой.
Фестиваль ветвится по разным жанрам и видам искусств. Включает музыкальную, кинематографическую и художественную программы. Этим выгодно отличается от «Территории», которая декларировала своей целью показать мультимедийность, пересечение разными видами творчества собственных границ, а на деле ограничилась в основном театром и музыкой.
Убеждает список кураторов. Прошедшую в субботу и воскресенье кинопрограмму подготовил президент компании «Кино без границ» Сэм Клебанов. Он выбрал картины иранца Мохсена Махмальбафа и гонконгца Джонни То. На эстетских кинофестивалях обоих уважают, а в Москве их фильмы мало кто видел.
Музыкальная программа курируется продюсерами Александром Чепарухиным и Людмилой Дмитриевой при поддержке культурного центра «Дом» (там и будут проходить концерты). Обещана крутая этника: 25 октября -- суфийское пение коллектива Давлатмана Холова (Таджикистан), 26 октября -- древняя обрядовая музыка в исполнении коллектива братьев Джунушевых (Киргизия). Сегодня, 23 октября, мультимедийный перформанс «Ветер цветов солнца» с этнозвездами, поющими и играющими под аккомпанемент не только оригинальных музыкальных инструментов, но и интерактивного видеоряда, покажет Андрей Бартенев.
Наконец, кураторами выставочных программ выступили Ольга Свиблова и Виктор Мизиано. Ольга Свиблова представит новое китайское фото и видео -- искусство братьев Гао. Их некомфортные для общественного вкуса работы объединены темой «Один и вместе». Инсталлироваться они будут в Галерее на Солянке с 31 октября. Виктор Мизиано привез пользовавшийся большим успехом на прошлогодней Венецианской биеннале «Актуальный архив» искусства Центральной Азии. Этот архив стал первым за всю историю Венецианского артфорума павильоном искусства центральноазиатских республик. Накануне открытия «Архива» (вернисаж пройдет 25 октября, в Доме Спиридонова -- Малый Гнездниковский, 9/8) мы поговорили с Виктором МИЗИАНО.
-- Почему важно идентифицировать центральноазиатское искусство?
-- Я считаю позором то, что все постсоветское пространство лишилось диалога с миром. Выставки на тему искусства бывших союзных азиатских республик должны были быть сделаны давным-давно. Показывая его в рамках фестиваля стран--участниц ШОС, я чувствую: мы упустили инициативу. Теперь Узбекистан, Казахстан, Киргизия выступают в контексте чисто азиатском, в альянсе с Китаем, Ираном. Эта их ориентализация совпадает, как ни странно, со стратегией США. На деле же постсоветская культурная ситуация в центральноазиатских республиках не позволяет провести такую жесткую стратификацию. В статусе постсоветском эти народы -- европейцы. Их уникально сложную, многосоставную культуру нельзя упрощать. В общении со своими соседями из бывшего Союза Россия постоянно теряет инициативу. Вспоминает о едином культурном пространстве, когда регион уходит, художники перестают быть соотечественниками.
-- Когда у вас возник интерес к художникам из бывших союзных республик?
-- Во время подготовки выставок «Берлин--Москва», «Москва--Берлин». Мне тогда показалось любопытным исследовать советский опыт как часть современной цивилизации, то, что называется словом modernity.
-- Открывающаяся в особняке Спиридонова выставка будет чем-то отличаться от той, что была показана на прошлогодней Венецианской биеннале в палаццо Пизани?
-- Поскольку палаццо и особняк пространственно сходны, отличий будет мало. Вещи друг к другу притерлись. Добавятся три новые работы тех же художников Азии и одна новая видеопрограмма.
-- «Актуальный архив» востребован в мире?
-- Да. После Венеции он уже был показан в Варшаве, а после Москвы его ждут в Хорватии и Китае.
-- Думаете ли вы о других проектах на тему единого постсоветского артпространства?
-- И думаю, и делаю. С апреля по июнь в Таллине, Афинах, Флоренции, Хельсинки пройдут вернисажи выставки «Прогрессивная ностальгия» на тему самосознания и созидания современности в бывших республиках СССР -- Армении, Грузии, Прибалтике, азиатских государствах.
Беседовал Сергей ХАЧАТУРОВ