|
|
N°193, 20 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
США усиливают санкции
Пхеньян попал в дипломатическую осаду
Завтра госсекретарь США Кондолиза Райс приезжает в Россию для встречи с Владимиром Путиным и главой МИДа Сергеем Лавровым. Важнейшая тема переговоров, которые состоятся ровно через неделю после принятия Совбезом ООН резолюции 1718 по ядерному испытанию в КНДР, -- реализация введенных этим документом санкций в отношении Пхеньяна. Г-жа Райс хочет, чтобы эти санкции были «быстрыми и действенными».
Сегодня Кондолиза Райс обсуждает корейский вопрос в Пекине со своим китайским коллегой Ли Чжаосином. Возможно, она встретится и с членом Госсовета КНР Тан Цзясюанем, который вчера доставил лидеру Северной Кореи Ким Чен Иру личное послание от председателя КНР Ху Цзиньтао. Китайский МИД, не вдаваясь в детали, сообщил, что Ким и Тан «обсудили ситуацию вокруг ядерной программы КНДР». Однако представитель администрации США сообщил, что послание Ху Цзиньтао носит «очень сильный характер».
Судя по всему, Пекин пытается удержать Пхеньян от дальнейшей эскалации напряженности. Замглавы МИД КНДР Ли Гун заявил, что «если будет проведено новое ядерное испытание, то это нормально, не следует по этому поводу особенно тревожиться». Разведсообщество США фиксирует «на трех и более» объектах на северо-востоке КНДР такую же активность, как и перед 9 октября, когда в том районе был произведен первый ядерный взрыв. Новые взрывы дадут США и их союзникам основание поставить вопрос об ужесточении давления на Пхеньян.
Резолюция 1718 построена на компромиссе. СБ ООН постановил не применять силовые меры против КНДР, поскольку удары по соседней стране были неприемлемы для Москвы и Пекина. При этом Совбез единодушно потребовал, чтобы Пхеньян не производил новых ядерных испытаний, запусков баллистических ракет, полностью отказавшись от всего ядерного оружия и существующих ядерных программ, а также от всех других программ создания оружия массового уничтожения (ОМУ) и баллистических ракет.
Китай уже занялся досмотром грузопотока на северокорейском направлении на предмет выявления ОМУ и его компонентов. На Западе отмечают, что Пекин имеет более мощные рычаги давления на КНДР -- к примеру, что две трети потребляемой Северной Кореей электроэнергии идет из Китая. Однако МИД КНР высказался вчера против «произвольного расширения» санкций, отметив, что это «не конечная цель, а средство решения ядерной проблемы Корейского полуострова путем диалога».
Вчера г-жа Райс и глава МИД Японии Таро Асо пытались в Сеуле уговорить южнокорейского коллегу Пан Ги Муна свернуть межкорейское экономическое сотрудничество. США и Япония считают, что оно приносит Пхеньяну валюту, необходимую для продолжения ракетно-ядерных программ. Пан Ги Мун, избранный неделю назад следующим генсеком ООН, является убежденным сторонником политики «солнечного тепла» в отношении северного соседа. Однако Райс и Асо вроде бы удалось добиться от Сеула согласия на временное прекращение субсидирования Югом Кымгансанского туристического проекта в КНДР, действующего с 1998 года.
Алексей СЛОБОДИН