|
|
N°208, 13 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
И стулья, и деньги
Россия меняет логику отношений с Западом
Какие выгоды получит Россия от заявленной главой государства политики сотрудничества с США в борьбе с международным терроризмом и, более широко, начавшегося сближения с Западом? Накануне встречи на ранчо этот вопрос стал одним из самых обсуждаемых в отечественных СМИ и в обществе.
Очевидно, что решения по противоракетной обороне, изменению роли и функций НАТО, условиям вступления России в ВТО и списания хотя бы части советского долга Кремлю нужны прежде всего как доказательства эффективности его нового внешнеполитического курса. Но гораздо важнее не компромиссы в конкретных спорах, а оформление долгосрочного сотрудничества с Западом, в рамках которого технические вопросы будут решаться уже на совершенно другой основе. Поэтому главной задачей визита Путина в США будет закрепление двух важнейших тенденций в российской внешней политике.
Во-первых, Россия меняет саму логику взаимоотношений с Западом. До сих пор предложения Москвы по вопросам, представляющим взаимный интерес, почти всегда свидетельствовали о ее намерении оставаться если не противником, то конкурентом США и их союзников в международных делах. Такая логика отношений с США и Европой была, несмотря на бешеную популярность Горбачева на Западе, заложена именно в его времена, когда осыпающийся СССР еще претендовал на роль сверхдержавы и глобального полюса силы. Похожим образом экономически ослабленная Россия пыталась действовать и в эпоху Ельцина, когда российская дипломатия увлеклась концепцией многополярного мира и на каждый внешнеполитический шаг Запада спешила ответить контрмерами.
Как заметил один из ведущих российских политологов, Москва много лет выстраивала отношения с Западом по ошибочному принципу «утром деньги -- вечером стулья». То есть каждая уступка должна немедленно компенсироваться удовлетворением завышенных ожиданий части московской элиты. При этом требования России были скорее умозрительными или спекулятивными, но всегда преподносились как «национальный интерес». В результате позитивной повестки дня не возникало, а упорное противодействие Москвы инициативам Запада приводило в лучшем случае к заключению соглашений по «спасению лица». (Пример тому -- Основополагающий акт Россия--НАТО. Степень «доверия» и «эффективность» предусмотренных актом механизмов блестяще показал кризис вокруг Косова, когда об этом документе просто забыли.) А у российского общественного мнения возникало ощущение бесперспективности всех попыток добиться сближения с Западом.
Сейчас Кремль не выдвигает жестких встречных требований и предлагает США вместе решить, как их противоракетные и другие планы могут способствовать обеспечению безопасности России. Такой подход не только делает российскую внешнюю политику менее затратной, но и меняет ее восприятие на Западе.
Во-вторых, что не менее важно, Москва делает решительный шаг к сближению с Соединенными Штатами. Без этого невозможно продвижение и на других направлениях. Несмотря на растущее значение Европейского Союза, США остаются военно-политическим лидером и моральным стержнем западного мира, и мало сомнений в том, что, возглавив антитеррористическую коалицию, США еще больше укрепили свои позиции. В военном же отношении Европа и Соединенные Штаты составляют единое целое, и Россия не может развивать сотрудничество с ЕС, оставаясь в сложных отношениях с Вашингтоном.
Итак, новая внешняя политика России в XXI веке может быть построена на двух принципах: отказ от глобального соперничества с Западом и союзнические отношения с США. Главной целью будет постепенное вхождение в военно-политическое сообщество развитых стран. Благодаря трагическому стечению обстоятельств и решительным действиям президента у России наконец появился реальный шанс найти свое место в формирующемся международном порядке. Задача состоит в том, чтобы этот шанс не упустить.
Тимофей БОРДАЧЕВ