Время новостей
     N°193, 20 октября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.10.2006
"Не так и не туда"
Премьер предложил министру ответить за реформу ЖКХ
В реформе ЖКХ, похоже, будут сдвиги. Правда, ответить на вопрос, какие сдвиги, сегодня определенно нельзя. То ли отправят в отставку министра регионального развития, курирующего эту сферу, Владимира Яковлева, то ли правда примут несколько насущных законов, развивающих Жилищный кодекс в либеральном, антимонопольном ключе. Понять, что хотели члены правительства, которые вчера на своем заседании с большим энтузиазмом разнесли в пух и прах предложенный Минрегионразвития план дальнейшего реформирования ЖКХ, довольно сложно.

Премьер Михаил Фрадков, вероятно, вправе был задать тон заседанию, сказав, что десять лет реформирования ЖКХ -- «достаточный срок, чтобы спросить по полной программе». Глава Минрегионразвития, очевидно, недооценил суровый посыл и в традиционной правительственной манере описал, что в ЖКХ плохо и что делается, чтобы было лучше. Итак, доля убыточных муниципальных предприятий равна 50%, задолженность граждан составляет 70 млрд руб., «собственников жилья, по сути, нет, потому что нет развитой конкурентной среды», лишь к 2010 году управление жилым фондом полностью перейдет на конкурсную основу, а сегодня ТСЖ составляют всего 6% и прочее.

Г-н Яковлев при этом постарался представить несколько конкретных законодательных инициатив, помогающих в ближайшее время уйти от монополии на рынке ЖКХ. В основном они касаются управления жилым фондом и сделаны в пользу новых форм, таких как ТСЖ. Предложено: не взимать 24-процентный налог на прибыль со средств, потраченных жильцами на капитальный ремонт; оставлять за ТСЖ деньги, полученные от аренды подвалов и рекламы на домах. Кроме того, принять административный регламент, который закрепит, по сути, заявительную форму регистрации земельных участков под жилыми домами (муниципалитеты обязаны будут принимать решение в течение 30 дней и оформлять собственность на землю не позднее полугода). Минрегионразвития предусмотрело довольно жесткий регламент для проведения конкурсов по отбору управляющих компаний, в нем есть серьезные антимонопольные ограничения, к примеру: лоты не должны превышать 100 тыс. кв. м -- таким образом, муниципалитеты не смогут сдавать в управления ДЭЗам целые районы. Также предусмотрена ликвидация ДЭЗов, РЭО и других постсоветских учреждений, которые не смогли найти клиентов на рынке.

Однако 37 пунктов плана Минрегионразвития оказались в изложении г-на Яковлева не всем понятны. Только глава ФАС Игорь Артемьев вступился за коллегу, заявив, что в плане есть все: «И отсоединение от монополий -- от ДЭЗов, и выбор на конкурсной основе». «Вот от вас слышу конкретику, а от Владимира Анатольевича -- нет», -- завелся премьер. «Как написаны здесь слова?! Ну, они носят характер философский, -- заметил он, помахав бумажкой. -- Это бу-бу-бу очередное, или мы гарантируем, что министр дойдет до каждого муниципалитета. Мы порой потеем на работе, а чаще -- говорим. Скажите, какое конкретное решение? Я сейчас же его приму».

Страшно далекие от управления многоквартирными жилыми домами министры, проживающие в основном на Рублевке и в Архангельском, как могли поддержали премьера. Министр юстиции Владимир Устинов поинтересовался должниками, выяснил, что 20% из них -- люди не бедные -- не платят буквально по фрейдистским причинам, и спросил, как предполагается бороться. «В основном проблему этого накопленного долга можно решать путем амнистии на местах», -- откликнулся г-н Яковлев. «Я считают это ошибкой. Амнистия -- плохой сигнал для тех, кто платит», -- заявил глава МПР Юрий Трутнев. Но ничего другого не предложил. А министр финансов Алексей Кудрин сказал, что отечественная реформа ЖКХ и вовсе идет не так и не туда, а доклад г-на Яковлева оценил как слабый. Он сообщил, что доля оплаты услуг ЖКХ в бюджете семей стран Восточной Европы составляет 15--21%, в то время как у нас лишь 9,5%. И поставил вопрос ребром: «Полностью снять ограничения на тарифы ЖКХ».

Но главный экономист страны Герман Греф тут же выступил против: «Хватит раздевать потребителя! Пора бы перестать кормить наши муниципалитеты, жирные монополии»...

Премьер оборвал все, как он выразился, «уводящие в сторону макроэкономические споры». «На местах чувствуют на себе ответственность и ждут нормативных актов от центра, а здесь не знают каких. Ловушка какая-то», -- посетовал он. «Предлагаю признать работу министерства по реформированию ЖКХ неудовлетворительной. За месяц разработать комплексный план», -- резюмировал г-н Фрадков. «В значительной степени это ваша, Владимир Анатольевич, -- обратился он к г-ну Яковлеву, -- причем персональная ответственность. Я говорю без обиняков, прямо и не первый раз». «Я с формулировкой не могу согласиться», -- заявил не очень покладисто министр. «Это ваше право. Я настаиваю», -- премьер был зол.

После заседания г-н Яковлев пытался выглядеть оптимистом и сказал: «Я не полагал бы, что сегодняшний разговор к отставке». Ему, конечно, хорошо известно, что г-н Фрадков «не сторонник жестких мер». Да и вообще, какой смысл менять, когда не знаешь, будет ли другой лучше.

Вера КУЗНЕЦОВА
//  читайте тему  //  Социальная реформа