|
|
N°192, 19 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Смоленский укатил на TVR из Англии
В Великобритании больше нет собственных автомобильных заводов. Вчера о выводе предприятия за пределы страны объявил производитель дорогих спортивных автомобилей TVR, принадлежащий россиянину Николаю Смоленскому. У компании истек срок аренды площадей, которые сдавал бывший ее владелец Питер Уиллер, который отказался продлить контракт. «Нам необходимо спасти будущее компании и обеспечить ее развитие, -- приводятся в сообщении TVR слова г-на Смоленского. -- Боюсь, что у нас просто нет другого выхода». Куда будут выведены основные мощности завода, компания пока не рассказывает. В заявлении говорится, что TVR сохранит в Британии производство силовых агрегатов -- двигателей, сцеплений и коробок передач -- и не будет разрывать контракты с местными поставщиками.
Впрочем, в июне TVR обещала не выводить производство за пределы не только Великобритании, но и города Блэкпула, где размещались ее основные мощности. Тогда в британские СМИ просочилась информация о намерении компании построить предприятие неподалеку от Блэкпула, а если не получится, то рассмотреть возможность их сооружения в другой части Британии. В результате нынешнего решения работу потеряют 250 человек. Представители профсоюза заявляют, что «разочарованы случившимся», поскольку почти полгода надеялись на то, что TVR приложит все усилия для сохранения завода в Блэкпуле.
Но экономические соображения диктуют иной сценарий: большая себестоимость, связанная главным образом с высокой стоимостью труда в Британии, делает производство даже дорогих TVR низкорентабельным. Поэтому, судя по всему, компания будет искать регион с более дешевой рабочей силой, как это делают многие западные автоконцерны, переводя предприятия, например, в страны Восточной Европы.
Разговоры о возможном выводе мощностей TVR из Британии начались в конце апреля этого года. Британская пресса тогда писала, что это связано с конфликтом между г-ном Смоленским и г-ном Уиллером, сохранившим за собой после продажи компании должность старшего советника в ее совете директоров. В июне руководство компании заверило сотрудников, что производство останется по крайней мере в пределах страны. Однако, судя по всему, найти компромиссного решения не удалось.
Кстати, весной, почти одновременно с появлением информации о закрытии завода, руководство компании заявило, что намерено выйти в лидеры своего сегмента и выпускать около 5 тыс. машин в год (в последний год работы в неделю продавалось 6--9 машин). Машины ручной сборки стоят 30--50 тыс. фунтов стерлингов (компания сейчас выпускает спортивные модели Sagaris, Tuscan, Tuscan Convertible, Tamora, T350, мощность которых достигает тысячи лошадиных сил). TVR переживала и взлеты, и падения. Одним из главных периодов ее расцвета было начало 80-х, когда к руководству компанией пришла династия Лили, -- предприятие производило тогда более 300 машин в год. В 1982 году TVR купил предшественник г-на Смоленского Питер Уиллер. При нем дела сначала пошли в гору -- в конце 90-х компания даже стала выпускать собственные двигатели, а также модель Griffith. Но затем финансовая ситуация резко ухудшилась, и г-н Уиллер решил продать TVR. Считается, что в 2004 году компанию 23-летнему г-ну Смоленскому подарил его отец -- российский банкир Александр Смоленский, основатель Столичного банка сбережений и «Первого ОВК».
Анна ЛАНДЕР