|
|
N°192, 19 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Американцы толкают Чавеса в Сибирь
Омский авиазавод может поставить Венесуэле шесть транспортных Ан-74
Под давлением США Испания окончательно отказалась от выполнения контракта на поставку 12 военных самолетов в Венесуэлу. Об этом вчера объявил министр иностранных дел Испании Мигель Анхель Моратинос. В результате значительно улучшились экспортные перспективы Омского производственного объединения "Полет", готового поставить в Венесуэлу аналогичные самолеты.
Контракт на поставку двух морских патрульных самолетов CN-235 и десяти военно-транспортных C-295, подписанный правительством Венесуэлы с испанской авиастроительной компанией CASA-EADS в ноябре прошлого года, с самого начала вызвал явное неодобрение США. Еще до подписания соглашения американцы предупреждали, что не дадут разрешения на использование американских технологий в изготовлении этих самолетов (двигатели и авионика для C-295 и CN-235 изготавливаются на предприятиях, принадлежащих американским корпорациям, хотя некоторые из этих фабрик географически находятся за пределами США). Официально претензии были обоснованы тем, что, имея испанские самолеты, венесуэльский президент Уго Чавес получил бы возможность напасть на соседние латиноамериканские государства. C-295 берет на борт 48 парашютистов или 73 обычных пехотинца. То есть на десяти таких машинах армия Венесуэлы смогла бы одновременно перебросить от батальона до полка своих солдат.
Вопреки давлению испанцы все же заключили с Каракасом сделку на 590 млн долл. CASA-EADS рассчитывала найти способ изготовить самолеты без американских узлов и деталей. Однако теперь эта компания, как заявил вчера г-н Моратинос, «приходит к выводу, что для нее нерентабельны экономические и инвестиционные усилия, необходимые, чтобы выполнить контракт, и она ставит об этом в известность правительство Венесуэлы». Стороны «приходят к соглашению о том, что продажи (самолетов. -- Ред.) не будет», добавил министр.
Очевидно, венесуэльцы пришли к этому выводу еще раньше, так как стали изучать альтернативную возможность закупки военно-транспортных самолетов в России. На этой неделе начальник авиационной академии Венесуэлы Мауро Эрман Араухо посетил омское ПО "Полет" и провел там переговоры о закупке самолетов Ан-74. Эта машина укороченного взлета и посадки, способная действовать с неподготовленных аэродромов и осуществлять десантные операции, разработана в Киевском АНТК им. Антонова. Производился Ан-74 тоже в основном на Украине -- Харьковским государственным авиационным производственным предприятием (ХГАПП). Однако в кооперации с ХГАПП «Полет» за последние годы собрал четыре Ан-74 для российских силовых ведомств -- ФСБ и МЧС. По неофициальным данным, венесуэльцы предполагают заказать через «Рособоронэкспорт» порядка шести таких машин общей стоимостью примерно 72 млн долл. Ан-74 имеет большую взлетную массу, чем C-295 (36,5 тонны у российско-украинского самолета против 23,2 тонны у испанского). Поэтому шесть Ан-74 могут справиться с перевозкой такого же количества войск и грузов, что и десять испанских машин. При этом стоимость заказа в России значительно ниже.
Руководитель аналитической службы "Авиапорт" Олег Пантелеев высказал газете «Время новостей» мнение, что хотя серийное производство Ан-74 в Омске сейчас не ведется, оно может быть быстро восстановлено в кооперации с ХГАПП. Для Венесуэлы серьезным доводом в пользу покупки этих машин в России, а не на Украине может стать большой объем контрактов по авиатехнике, уже заключенных правительством Уго Чавеса с «Рособоронэкспортом». В настоящее время российские предприятия выполняют соглашения о поставке в Венесуэлу 24 истребителей Су-30 и 53 вертолетов разных моделей.
Михаил КУКУШКИН